Заслуги Владивостока в военной истории России.

Вы здесь

Заслуги Владивостока в военной истории России. Наиболее значимые военные события

Владивосток - город, который более 150 лет служит символом непоколебимости рубежей России. Высшим достижением военного искусства всегда считалось не победить врага, а заставить его не думать о нападении. По этой причине с древнейших времен великие государства мира делали все, чтобы укреплять свои границы устрашающими сооружениями - мощными валами, многокилометровыми стенами. Россия традиционно возводила па своих границах крепости. Владивосток явился самой грозной из тех, что были построены на восточных границах страны. За всю военную историю Владивостока, ни один из приближавшихся к его стенам противников так и не решился на штурм. Тем самым, Владивосток подтвердил свое соответствие высшим образцам оборонного искусства, успешно отстояв безопасность и обширных территорий российского Дальнего Востока[1].

Владивосток является главной военной базой России на Тихом океане. По убеждению генерал-губернатора Восточной Сибири, графа Н.Н. Муравьева-Амурского (1809 - 1881) основание Владивостока должно было стать частью плана защиты дальневосточных рубежей Российской империи от экспансии англо-французских колонизаторов. Во исполнение распоряжений военного командования, 2 июля (20 июня) 1860 г. было начато строительство военного поста в бухте Золотой Рог. Это событие отныне рассматривается в качестве отправной точки истории Владивостока[2].

Как знак особых заслуг Владивостока в деле зашиты интересов России от внешних и внутренних угроз на Тихом океане, в соответствии с решением правительственной комиссии, утвержденным императором Александром 11 (1818 - 1881) в 1871 г. сюда была переведена главная база Сибирской военной флотилии, резиденция военного губернатора и иные морские учреждения. Гарнизон поста обеспечивал охрану побережья Приморья, вплоть до бухты Ольга и других отдаленных мест[3]. 30 ноября 1875 г. во Владивостоке появилась городская управа, в результате чего этот порт обрел статус города. В 1889 г., после того, как Владивосток был избран конечным пунктом проектируемой Транссибирской железнодорожной магистрали, российское правительство приняло решение о строительстве здесь крепости 4-го разряда[4].

Владивостокская крепость является замечательным и не имеющим более в России себе равных памятником русского фортификационного искусства и строительной техники. По итогам анализа ее технических возможностей известный российский теоретик военно-морского искусства и фортификации Г.Л. Клало (1862 - 1919) пророчески предрек, что ей, по всей видимости, никогда «не придется сделать ни одного выстрела, из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание»[5].

К началу XX века Владивосток представлял из себя уже мощный укрепленный район, хороню оборудованную военно-морскую базу и стратегически важный железнодорожный центр. После падения Порт-Артура (1905 г.) Владивосток вновь обрел статус главной военной базы России на Тихом океане.

В случае войны на тихоокеанских рубежах России, битва за этот город-крепость должна была стать центральным событием военной кампании. Военно-стратегическое значение Владивостока являлось определяющим.

В годы первой мировой войны Владивосток стал единственным военным портом Российской империи, недоступным для прямых действий германского флота. По этой причине он был превращен в важнейшую базу снабжения русской армии и флота вооружениями, техническими средствами, медикаментами и иными стратегическими материалами, поставляемыми в Россию союзниками по Антанте.

В годы гражданской войны в России, не смотря на смену властей и политических установок не менялось в жизни Владивостока главное - он оставался российской крепостью, защищавшей дальневосточные рубежи России. Его гарнизон обеспечивал порядок в городе и на прилегающих к нему территориях. Флот выполнял задачи обеспечения безопасности судоходства.

Владивосток всегда играл значительную сдерживающую роль при защите дальневосточных границ России. В 1862 г. от города без боя отошла эскадра офицера британского королевского флота сэра Джеймса Хоупа, выполнявшая задачу силового противодействия русскому флоту па Тихом океане . Это была большая неудача англичан, этими же силами вытеснивших русский гарнизон из военного поста на полуострове Имасаки о. Цусима[6].

С началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. возникла очередная реальная угроза враждебных действий английского флота в зоне дальневосточных владений Российской империи. Однако, базировавшиеся в корейских, китайских и японских портах английские военные суда не рискнули приближаться к Владивостоку.

В августе 1914 г. германский крейсер «Эмден» совершил поход в район Владивостока для рейдерских действий на российских морских коммуникациях. Перехватив пароход «Рязань», он поспешил уйти из российских территориальных вод во избежание встречи с боевыми кораблями русского флота[7].

В ходе боев у о. Хасан японская армия не рискнула развернуть широкомасштабные действия. Зная о значительном военном потенциале Владивостока, военное командование Японии не поддержало свою пехоту ни авиацией, ни боевыми кораблями, чтобы не подставить их под удар артиллерии Владивостокской крепости.

В годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. милитаристская Япония так и не вступила в войну с СССР. Японская армия была не готова увязнуть в кровопролитных боях у бастионов Владивостока.

В послевоенные годы Владивосток, как крупнейшая база советского военно-морского флота, был одним из сдерживающих факторов в течение всего периода военного противостояния с силами империализма и великодержавного шовинизма на Тихом океане, что избавило мир от ряда войн и вооруженных конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По сути, история   Владивостока  - это история   русской   воинской доблести. Победа базировавшихся во Владивостоке войск над китайскими пиратами и разбойниками (хунхузами) в конце ХТХ в. была достигнута благодаря массовому героизму солдат и офицеров, моряков и казаков, а также мирных жителей, принеся городу всероссийскую известность в качестве символа непоколебимости устоев российской государственности и гаранта безопасности рубежей России.

Российские и японские ученые единодушны во мнении, что первый поход эскадры японского адмирала X. Камимуры к Владивостоку во время русско-японской войны (1904 1905 гг.) является крупной неудачей этого прославленного флотоводца, обнаружившей его неготовность к противоборству с орудиями Владивостокской крепости.

Успешные действия Владивостокского отряда крейсеров на морских коммуникациях противника в годы войны с Японией (1904 1905 гг.) относятся к числу наиболее ярких страниц истории тех лет. В военном отношении они подтвердили правильность и высокую эффективность «крейсерской» доктрины России, предвосхитившей знаменитые рейдерские походы германского флота в годы первой и второй мировой войн.

В период русско-японской войны (1904 1905 гг.) Владивосток рассматривался как наиболее безопасная для русских кораблей гавань, в качестве бастиона, неприступность которого спасла русскую армию и флот от позора полного военного поражения в этой воине[8].

Стоявшие во Владивостоке корабли Сибирской военной флотилии затем успешно задействовались в боевых действиях против германского флота. В боях в Кольском заливе, развернувшихся в 1916 г., моряки-тихоокеанцы с миноносца «Грозовой» потопили германскую подводную лодку. А миноносец Сибирской военной флотилии «Властный» там же вступил в бой с двумя подводными лодками противника, причинив им тяжелые повреждения и принудив поспешно отступить[9].

На фронт из Владивостока перебрасывались и значительные сухопутные силы. Па полях сражений первой мировой войны воины-владивостокцы покрыли себя неувядаемой славой. Сотни офицеров были награждены орденами Российской империи и почетным оружием. Многим тысячам нижних чинов вручались медали, а более 2000 получили Георгиевские кресты.

В 1922 - 1925 п. боевые корабли из Владивостока принимали самое активное участие в изгнании японских интервентов из Северного Сахалина, в очистке российских территориальных вод от американских, канадских и японских браконьеров.

В сражениях на КВЖД и у озера Хасан успешно исполняли свой воинский долг и жители Владивостока, некоторые из которых отдали жизнь за Родину. Хасапекие события подтвердили высокие боевые качества, массовое мужество и героизм советских воинов. Подвиг защитников Отечества оценивался по достоинству. 40-ая стрелковая дивизия была награждена орденом Ленина, 32-ая стрелковая дивизия и Посьетский пограничный отряд -орденами Боевого Красного Знамени. 26 военнослужащим было присвоено звание Героя Советскою Союза, а 6500 - вручены боевые государственные награды. За отличие в боях у озера Хасан, за успешную проводку морских конвоев из Владивостока в залив Посьет и эвакуацию раненых бойцов, 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями. Кроме того, ордена и медали получили 11 рабочих и служащих, проявивших гражданскую доблесть в дни Хасанских событий.

Более 200 тысяч жителей Владивостока и Приморья участвовали в битвах Великой Отечественной войны. Наши земляки защищали Москву и Ленинград, сражались в развалинах Сталинграда и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, из которых 104 — присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Владивосток стал надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом.

За образцовое выполнение заданий Советского правительства и военного командования, за проявленное при этом мужество и успешную доставку и обработку импортного груза для нужд фронта и народного хозяйства в период Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР своими двумя указами (1942 и 1945 гг.) наградил орденами и медалями 2379 работников Дальневосточного пароходства, в большинстве своем - жителей Владивостока. Из них 62 были удостоены ордена Ленина, 82 - ордена Боевого Красного Знамени. 154 - ордена Трудового Красного Знамени, 189 - ордена Красной Звезды, 165 -орденов Отечественной войны I и II степени, 407 - ордена «Знак Почета», 1320-медалей[10].

В дни войны с милитаристской Японией (август - сентябрь 1945 г.) Владивосток вновь подтвердил свою репутацию главной базы вооруженных сил страны на Тихом океане и неприступной крепости. Очень символичным следует считать то, что командный пункт Тихоокеанского флота и советских вооруженных сил, планировавший и координировавший проведение беспримерных в российской истории наступательных и десантных операций, размещался на форту №2 Владивостокской крепости.

В последние годы немало жителей Владивостока прославились в «малых войнах» и вооруженных конфликтах  в Анголе, Афганистане, на Кавказе.

 

Заслуги тыла Владивостока

 

В солнечный летний день 22 июня 1941 года, тысячи владивостокцев, которые проводили свой воскресный отдых на пляжах и в окрестностях города, узнали, что началась война.  В ту же ночь во Владивостоке состоялся радиомитинг, транслировавшийся по всему Приморью. Волна митингов прокати­лась по Владивостоку в  первый рабочий день войны.

Выступая перед рабочими Дальзавода, инженер Мароховский заявил: «...Каждый из нас готов в любую минуту встать с оружием в руках на защиту любимой Родины. Но не менее важной и ответственной задачей является бесперебойная ра­бота тыла. Все наши силы и способности должны быть отданы на нужды армии и флота, на дальнейшее укрепление их могу­щества, на достижение победы над врагом. Призываю весь коллектив завода считать себя мобили­зованным. Каждый из нас должен считать своим долгом не покидать рабочие места до тех пор, пока не будет выполнено дневное задание». Решения рабочих собраний и митингов в этот день были четкими и конкретными: «Работать не покладая рук на нужды армии и флота! За­щищать Родину оружием и стахановским трудом!»; «Считать себя мобилизованными до конца войны, до пол­ной победы!» Нарком рыбной промышленности и начальник Главвостокрыбпрома в своем приветствии коллективу краболова «Ламут» писали: «...Ваша производственная победа лучший ответ озвере­лой фашистской банде, нарушившей мирный труд народов Советского Союза».

Нарком рыбной промышленности и начальник Главво-стокрыбпрома в своем приветствии коллективу краболова «Ламут» писали: «...Ваша производственная победа лучший ответ озвере­лой фашистской банде, нарушившей мирный труд народов Советского Союза». Не менее сильным было стремление горожан сражаться с оружием в руках против фашистских захватчиков. Только за 23 и 24 июня 1941 года в крайвоенкомат было подано от горожан свыше 500 заявлений с просьбой немедленно отправить их на фронт добровольцами[11].

Учитывая всеобщий подъем боевого духа населения, 24 июня 1941 г. бюро Приморского комитета ВЛКСМ рассмотрело вопрос об обязательной военной подготовке комсомольцев края. Первыми на это решение положительно откликнулись рабочие-дальзаводцы. Не остались здесь в стороне и женщины. Только в 8-ом цехе Дальзавода 30 работниц предприятия в те дни изъявили желание обучаться на курсах санитарок[12]. Во Владивостоке проводилась и подготовка девушек-радисток для обеспечения деятельности разведывательных органов. В специальной школе, расположенной в пригороде Владивостока Седанка, было подготовлено более 150 такого рода специалистов, впоследствии с отличием выполнявших свой воинский долг в войне против фашистской Германии и в сражениях с японцами в августе-сентябре 1945 г.

Для Дальнего Востока военная подготовка трудящих­ся имела особое значение. Миллионная Квантунская ар­мия Японии выжидала удобного момента для нападения. В этих условиях Владивосток с первых дней войны стал жить как прифронтовой город, готовый к бою и обороне. Тысячи владивостокцев ежедневно выходили в пригороды на строительство дотов и рытье противотанковых рвов. Весь город был разбит на квадраты ПВО, где днем и ночью дежурили с противогазами и противопожарным инвентарем бойцы тыла. Изменился облик Владивостока: плотно закрылись темными шторами окна домов, погасли уличные фонари[13].

Иной стала и духовная жизнь горожан. Художники города ежедневно выпускали плакаты окон РОСТа, призывавшие от­дать все силы на разгром фашизма. Писатели издавали сбор­ники стихов, песен и рассказов, воспевавших героизм народа в борьбе с фашизмом.

В декабре 1941 г. из Владивостока в помощь фронту начали отправляться подарки посылки - с продуктами питания, вещами и предметами первой необходимости, воинам Ленинградского фронта. К августу 1944 г. объем отправленных подарков составил 250 вагонов[14].

Десятки тысяч приморцев, в том числе и жители Владивостока, стали донорами крови за 1941-1945 годы.

В 1941 году повсеместно стали создаваться «фонды Обороны». 7 июля в Приморской краевой конторе Госбанка был открыт специальный счет фонда обороны стра­ны. Рабочие и служащие города принимали на собраниях решения об отчислении в фонд обороны однодневного или двухдневного заработка ежемесячно до окончания войны. Поступали в фонд обороны и личные пожертвования. С августа 1941 года по февраль 1942 года владивостокцы внесли в фонд обороны 44 367 978 рублей деньгами и облигациями. Владивостокцы внесли значительную долю средств в строительство бронепоезда «Приморский комсомо­лец», эскадрильи бомбардировщиков «Советское Приморье», танковой колонны «Приморский комсомолец»[15].

Молодежь станций Владивосток и Первая Речка начали сбор средств на постройку бронепоезда «Приморский комсо­молец» в подарок действующей армии. В короткий срок было собрано более двух миллионов рублей.

17 января 1943 г. в приморской краевой газете «Красное знамя», было опубликовано обращение комсомольцев из Владивостока, работающих в Дальневосточном пароходстве, к молодежи региона с призывом собрать средства на строительство танковой колонны «Приморский комсомолец». За 2 месяца было собрано около 7 миллионов рублей, что позволило Приморскому крайкому ВЛКСМ обратиться к Верховному Главнокомандующему с просьбой разрешить подготовить 20 экипажей для этой танковой колонны. Ходатайство было удовлетворено и 22 апреля 1943 г.  Бюро крайкома ВЛКСМ приняло постановление «О комплектовании экипажей танковой колонны «Приморский комсомолец». Этот день и отмечается сегодня как день рождения колонны, воинам которой посчастливилось поставить свои подписи на стенах поверженною Рейхстага[16]. Памятник героям данного соединения в настоящее время находится во Владивостоке в парке Победы.

Внесли свою лепту в дело победы над врагом и школьни­ки. Уже летом 1941 года 115 ученических бригад из Владивостока работали на полях колхозов края. Вот что записано в характеристике ученикам, выданной правлением колхоза «Трудовой пахарь» Ханкайско-го района: «Бригада учеников средней школы № 1 г. Владиво­стока работала энергично и добросовестно... Они работали от восхода до заката солнца и по­казали себя как истинно юные патриоты»[17].

В конце 1942 года учащие­ся той же школы обратились ко всем школьникам с при­зывом построить на деньги, заработанные в летние кани­кулы на колхозных полях, тан­ковую колонну «Юный пио­нер». На полях, лесозаготовках, где трудились школьники, они помнили, на что пойдут заработанные деньги. Через несколько меся­цев грозные машины «Юного пионера» уже были на фрон­те. Сотни старшеклассников встали на вахту у станков на фабриках и заводах. Пионе­ры города вступали в отряды «тимуровцев», помогали мно­гим семьям красноармейцев. Вряд ли можно найти в городе школьника, который в 1941-1945 годах не участвовал бы в сборе металлолома, теплых вещей для Красной Армии средств на постройку бро­непоезда «Комсомолец При­морья». Только силами школьников в городе было собрано подарков для бойцов Ленинградского фронта на сумму свыше 100 тысяч рублей[18]. В 1943 г. для детей-сирот, юных патриотов, вставших в ряды защитников, были созданы суворовские и нахимовские училища.

Работники завода «Металлист» выступили инициаторами приведения в порядок заводских территорий и сбора лома, нужного для производства. Большое количество металла было извлечено из Амурского залива и бухты Золотой Рог.

В апреле 1942 года на Дальзаводе организована первая фрон­товая бригада. Возглавил ее коммунист И. Калюжный. В на­чале войны он, и многие его товарищи по работе, просился на фронт. Ему отказали. Высококвалифицированным масте­рам надлежало стать наставниками подростков и женщин, пришедших к станкам на смену отцам и мужьям. Бригада И. Калюжного выполняла месячные задания на 200 % и более. К концу войны на Дальзаводе насчитывалось 126 фронтовых бригад. Дальзаводцы первыми в крае подхватили патриотиче­ский почин - выполнять две нормы: одну за себя, другую - за ушедшего на фронт товарища. Выполняя задания Госудрственного Комитета Обороны, Дальзавод за 4 года войны выпустил больше продукции, чем за 9 предвоенных лет.

Всем крупным предприятиям страны, в том числе и Дальзаводу, помимо своей основной продукции, надлежало осво­ить выпуск оружия и боеприпасов для Красной Армии. В короткие сроки был налажен выпуск пистолетов-пулеметов Дегтярева - ППД, гранат и стабилизаторов для мин. В годы войны Дальзавод, разумеется, оставался прежде всего судоремонтным предприятием, и именно как тако­вой вносил он свой основной вклад в дело защиты Родины. Здесь переоборудовались сейнеры, транспорты, сухогрузы и становились сторожевыми, десантно-высадочными суда­ми, тральщиками. Столь же интенсивно и срочно произво­дился текущий ремонт судов, занятых перевозкой военно-стратегических грузов.

Все годы войны Дальзавод выполнял капитально-восстановительный ремонт судов Дальневосточного пароход­ства. В 1941-1942 гг. на Дальзаводе были выполнены работы по изготовлению ледовой защиты эсминцев, отправляющихся на Северный флот. Сложная конструкция из деревянных щитов, обшитых двух миллиметровой сталью, своеобразная «шуба» была выполнена под руководством ленинградского инженера А.И. Дубравина.

Понадобились умелые руки дальзаводцев и тихоокеанцам-подводникам. В октябре 1942 года четыре подводные лодки, отремонти­рованные дальзаводцами, южным путем ушли в Полярное, на Североморский театр военных действий. Удивительная судь­ба была уготовлена подводной лодке С-56 под командованием капитана 2-ранга Г.И. Щедрина. По заданию Государственного Комитета Обороны даль­заводцы провели ремонт сторожевых кораблей, охранявших дальневосточные рубежи нашей страны. По очереди под­ходили сторожевики «Буран», «Вьюга», «Гром», «Зарница», «Метель», «Молния». Вместе со сто­рожевиками прошли ремонт корабли пограничной службы - «Дзержинский» и «Киров».

За успешное выполнение заданий Государственно­го Комитета Обороны Дальзавод был награжден орденом Ле­нина. Высокими государственными наградами был отмечен трудовой подвиг многих дальзаводцев.

Родиной скоростных рекордов обработки судов стал в годы войны Владивостокский торговый порт. При полной светомаскировке суда разгружались за 20-30 часов, вместо по­ложенных двух недель. В 1942 г. порту было присуждено пер­вое место во Всесоюзном соревновании. Трижды завоевали портовики Знамя Государственного Комитета Обороны, пять раз - знамя Наркомфлота. Не забыты заслуги и портовиков Владивостока. Более 300 грузчиков, механизаторов и инженерно-технических ра­ботников Владивостокского порта награждены высокими правительственными наградами. Среди них орденом Ленина награждены грузчики Н.Н. Майданюк, кранмейстер И.Е. Бог-дашевский, начальники районов Х.И. Греку и А.Ф. Потурнак, начальник порта А.Х. Передерни.

В годы Великой Отечественной войны корабли Дальневосточного морского пароходства выполнили более 70% всех грузоперевозок морского транспорта СССР. Плавание советских судов в Тихом океане осуществлялось в условиях самой настоящей войны. Японские подводные лодки и самолеты с 1941 по 1945 г. потопили 25 приписанных к Владивостоку кораблей, что составляло почти 30 % их общей численности[19]. Всего же здесь погибли 47 кораблей и сотни членов их экипажей. Тем не менее, морякам советского торгового флота в годы Великой Отечественной войны удалось организовать фактически бесперебойные поставки иностранной помощи в рамках ленд-лиз через Владивосток. Объемы этих поставок возрастали в геометрической профессии: 1941 -1942 гг. - 9,4 % от всех поставок: 1943 г. - 25. 2 %; 1944 г. - 33, 2 %; 1945 г. - 32, 2%[20].

На мысе Голдобина находилась специальная квартира НКВД, где за мощным радиоприемником непрерывно ждали вестей от Рамзая (разведчика Рихарда Зорге), который одним из первых предупредил Кремль о дне нападения Германии на СССР. Осуществлял радиосвязь Токио - Владивосток радист Макс Клаузен, оставшийся в живых после длительного пре­бывания в японских тюрьмах, возвратившийся из Японии в Россию, а затем в Германию через Владивосток. Он был на­гражден орденом Красного Знамени, а его жена Анна, тоже член группы - орденом Красной Звезды. Рихард Зорге был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. И именно на мыс Голдобина летел в 1945 г. японский само­лет, управляемый летчиком-камикадзе[21].

 

Воинские части и соединения, сформированные из населения города Владивостока

29 июня 1941 года на запад ушел первый эшелон воинов-дальневосточников. На фронтах Великой Отечественной сражалось более 200 тысяч приморцев, из них 45 - не вер­нулись домой[22]. Девизом воинов-дальневосточников стали слова воспитанника Тихоокеанского флота, Героя Совет­ского Союза В. Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!».

Маршал К.К. Рокоссовский, описывая катастрофиче­ское начало войны, отмечал, что Москву спасли сибиряки. И особо выделил 32-ю и 78-ю стрелковые дивизии. А меж­ду тем они были приморскими: 32-я Хасанская из поселка Раздольного и 78-я из Владивостока. Героический вклад в победу под Москвой внесли и моряки-тихоокеанцы, вое­вавшие в составе Отдельных морских стрелковых бригад, на это особо указывал маршал Г.К. Жуков. Сами москвичи в своих воспоминаниях отмечают, что «...город немного успокоился, лишь, когда на улицах появились белые полу­шубки и черные бушлаты тихоокеанцев»[23].

Число добровольцев во Владивостоке, желавших отправиться на фронт, было   велико. Их судьбы оказались неразрывно связанными с теми воинскими частями, которые перебрасывались с Дальнего Востока на советско-германский фронт. В 1941 г. на фронт были отправлены 12 стрелковых. 5 танковых и 1 моторизованная дивизии. Из них примерно половина ранее дислоцировалась в Приморье и укомплектовывалась за счет местного населения, включая жителей Владивостока.

В битве под Москвой в ноябре - декабре 1941 г. приняла самое активное участие героически сражавшаяся на Можайском направлении укомплектованная из приморцев 32-ая Краснознаменная стрелковая дивизия полковника Б.И. Полосухина (1904 - 1942), командовавшею ранее стрелковой бригадой во Владивостоке.

Не меньшую славу снискала в те дни и 78-ая стрелковая дивизия полковника А.П. Белобородова (1903 - 1990), также укомплектованная из жителей Приморья и Владивостока. За массовый героизм, высокие боевые качества и умелые действия под Москвой она была преобразована в 9-ую гвардейскую стрелковую дивизию[24].

Навечно вписан в книгу русской воинской славы и массовый героизм воинов 59-ой стрелковой дивизии под командованием генерала В.А. Глазунова (1896 - 1967), той самой, что была сформирована 25 мая 1935 г. на основе 1-ой колхозной дивизии в Приморье,

Огромный вклад в разгром врага под Москвой и в других сражениях Великой Отечественной войны внесли моряки-тихоокеанцы, общая численность которых в различных воинских частях составляла 140 тысяч человек[25]. Одним из соединений, сформированных из владивостокских моряков, была 71-ая морская стрелковая бригада под командованием полковника Я.П. Безверхова (1896 1942). Она явилась первой из формирований ВМФ, преобразованных в 2-ую гвардейскую морскую стрелковую бригаду.

По воспоминаниям сослуживцев, Я.П. Безверхов олицетворял собой лучшие качества боевого командира. Он пал смертью храбрых 2 апреля 1942 г. Память героя увековечена не только в заслуженной государственной награде. В наши дни в честь Безверхова названа улица в Солнечногорске. В московской школе №118 создан музей боевой славы 71-й Отдельной морской бригады. Во Владивостоке на Корабельной Набережной в Мемориале боевой славы ТОФ есть плита «2-я гвардейская стрелковая бригада». В 1972 году с. Усть-Сидими Хасанского района Приморского края переименовано в Безверхово.

В боях с врагом прославил свое имя и тихоокеанец И.М. Каплунов (1918 -1942). В декабре 1942 года Илья Каплунов совершил под Ста­линградом бессмертный подвиг. Когда вражеские танки стали прорываться в расположение наших войск, он, будучи тяжело ранен, уничтожил девять танков врага, бросившись под по­следний из них со связкой противотанковых гранат на груди. За этот подвиг И. М. Каплунову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На той же волжской земле обрел известность легендарный снайпер, с 1937 по 1940 г. служивший во Владивостоке, В.Г. Зайцев (1915-1991). В боях за Сталинград он уничтожил 225 немецких солдат и офицеров, а впоследствии ему было присвоено звание Герой Советского Союза[26].

Мемориальная доска в Берлине, установлена в честь первого коменданта города - Н.Э. Берзарина. Ни­колай Эрастович служил в ОКДВА, участвовал в боях у озера Хасан, в 1940 г. был заместителем командующего 1-й Краснознаменной армии Дальневосточного фрон­та. При штурме Берлина отвечал за захват районов в центре города (в том числе имперской канцелярии, где находилась ставка Гитлера). 28 апреля 1945 г. Берзарин подписал приказ № 1 - о переходе всей полноты власти в Берлине в руки советской военной комендатуры[27].

Более 200 тысяч приморцев участвовали в битвах Великой Отечественной войны - защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Приморье стало надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом.

За образцовое выполнение заданий Советского правительства и военного командования, за проявленное при этом мужество и успешную доставку и обработку импортного груза для нужд фронта и народного хозяйства в период Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР своими двумя указами (1942 и 1945 гг.) наградил орденами и медалями 2379 работников Дальневосточного пароходства, в большинстве своем жителей Владивостока. Из них 62 были удостоены ордена Ленина, 82 - ордена Боевого Красного Знамени, 154 - ордена Трудового Красного Знамени, 189 - ордена Красной Звезды, 165 - орденов Отечественной войны I и II степени, 407 ордена «Знак Почета», 1320 - медалей[28].

 

[1] Владивосток – город воинской славы : сборник документов и В57 материалов организационного комитета по подготовке документации для представления города Владивостока к присвоению почётного звания РФ «Город воиснкой славы». 2009-1010 / Сост. Костров В.В., Лапин Н.Н./ Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. Ун-та, 2010. С. 35.

[2] ЦГАВМФ. Ф.870, оп. 1, д. 8565, л 36.

[3] Там же, ф. 410, оп. 2, д. 4237, л. 203-203 об.

[4] ЦГАВМФ. Ф.805, оп. 5, д. 18331.

[5] Филатов Ю. Морские стрелки против хунхузов // Еженедельные новости, 25 ноября 2005.

[6] ЦГАВМФ. Ф.410, оп. 2, д. 2385, л 114 об.

[7] Дальневосточное морское пароходство. 1880-1980. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1980. С.99.

[8] Русско-японская война: От Владивостока до Цусима. М.: Транзиткнига, 2004. 605 с.

[9] Боевая летопись русского флота. М.: Воениздат, 1948. С. 428.

[10] Дальневосточное морское пароходство. 1880-1980. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1980. С.251-252.

[11] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 165 - 167. 

[12] Дальзаводцы. 1887-1987. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1987. С. 149.

[13] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 166 - 167. 

[14] Очерки истории Дальневосточных организаций КПСС. Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1987. С 85.

[15] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 170. 

[16] Петренко П.Т. В бою «Приморский комсомолец». Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1987. С. 228.

[17] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 168. 

[18] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 168. 

[19] Горшков С.Г. Морская помощь государства. М.: Воениздат, 1979. С. 220.

[20] Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1985. С. 132.

[21] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 171-174. 

[22] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 181. 

[23] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 181. 

[24] Белобородов А.П. Всегда в бою. М.: Экономика, 1984. С. 352.

[25] ЦГАВМФ, д, 17704, л. 4.

[26] Зайцев В.Г. За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера. М.: Современник, 1981.

[27] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток – город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 181. 

[28] Дальневосточное морское пароходство. 1880-1980. Владивосток : Дальневосточное книжное издательство, 1980. С. 251-252.