Таганрог 0 выдающиеся люди города

Вы здесь

Раневская Фаина Георгиевна

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фаина Гиршевна Фельдман; 1896 — 1984 ) — выдающаяся

советская актриса театра и кино.
В течение нескольких десятков лет, начиная с 1930-х годов, Фаина Раневская была одной из самых популярных актрис театра и кино. Она играла в пьесах А.П.Чехова, А.Н.Островского, А.М.Горького, И.А.Крылова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. К сожалению, об игре актрисы можно судить только по фотографиям, так как лишь последние три спектакля - "Дальше - тишина" В.Дельмар, "Правда хорошо, а счастье лучше" А.Н.Островского и "Странная миссис Сэвидж" Д.Патрика - записаны на пленку.
Широкому зрителю Фаина Раневская больше знакома по кинофильмам "Пышка", "Свадьба", "Человек в футляре", "Мечта", "Весна", "Золушка", "Слон и веревочка", "Подкидыш" и др.
Фаина Раневская родилась 15 (по старому стилю) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец, Гирш Хаймович, крупный торговец и владелец фабрики сухих красок. Ему принадлежали несколько домов, магазин, склады, пароход "Св. Николай". Он являлся старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова), - натура несколько экзальтированная, поклонница литературыи искусства, страстная почитательница А.П.Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру.
Судя по высказываниям самой актрисы, она не была счастлива в родительском доме: "Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве..."
Трудно понять, почему, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.
Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда.
В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.
Лет с 14 начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле "Вишневыйсад" А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет.
Кстати, псевдоним "Раневская" именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: "Как красиво они летят!". Ее спутник тогда заметил: "Вы совсем как Раневская". Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.
Опустился занавес, погасли огни рампы, а девушка все продолжала сидеть в опустевшем зале... Она поняла, что ее призвание - театр. "Профессию я не выбирала, - скажет позже Фаина Григорьевна, - она во мне таилась".
После возвращения домой Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло (А.Н.Говберга). Она училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. В это время она участвовала в любительских спектаклях.
Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.
В своей биографии Ф.Г.Раневская позже писала: "В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки".
Можно представить, в каком положении оказалась Фаина Раневская в Москве: без денег, без протекции, без жилья. Начинала она свой путь актрисы с участия в массовках на сценах провинциальных театров.
Вся семья Фельдман после революции эмигрировала, Фаина осталась одна в России. Она работала в Крыму, в Ростове-на-Дону, в Саратове, Баку и других городах. Святая вера в свое призвание помогала Фаине Раневской преодолевать все невзгоды.
В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. С 1934 года она начала сниматься в кино, что сразу же принесло ей широкую известность. Раневской одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, помноженный на неимоверную работоспособность, и преданность искусству помогли таганроженке стать одной из самых любимых зрителями актрис.
Фаина Раневская обрела легендарную популярность, была отмечена высокими званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все было у нее, кроме семьи и личного счастья: она так никогда не стала ни женой, ни матерью.
Пока были силы - все занимал театр. В последний раз Раневская вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей "надоело симулировать здоровье". Никто тогда еще не знал, что ей оставался последний год жизни. Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря вместе с сестрой Изабеллой.
За долгие годы после того, как Фаина Раневская уехала из Таганрога, она ни разу не приезжала в родной город. В 30-е годы это было опасно: здесь помнили, что она дочь "классово чуждых элементов", эмигрантов. Затем - война, эвакуация в Ташкент, большая работа после войны, личные потери, болезни, операции...
И все же Фаина не забыла город своего детства. Она переписывалась с таганрожцами А.Н.Декариано и М.К.Балаян, завещала Таганрогу часть своих вещей, книг, фотографий, документов. Все это сейчас хранится в Краеведческом музее, где также экспонируется фрагмент ее гостиной.
А на доме, где родилась Фаина Фельдман, 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска. Наконец, в мае 2008 года перед этим домом был открыт памятник великой актрисе работы ростовского скульптора Д.Р.Бегалова. В настоящее время прорабатывается вопрос об открытии в здании мемориального музея Ф.Г.Раневской.

Фильмография
1934 — «Пышка» — Госпожа Луазо
1937 — « Дума про казака Голоту » — попадья
1939 — « Ошибка инженера Кочина » — Ида, жена портного
1939 — « Подкидыш » — Ляля
1939 — « Человек в футляре » — жена инспектора гимназии
1940 — « Любимая девушка » — тетка Добрякова
1941 — « Мечта » — Роза Скороход
1941 — « Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем » — Горпина
1942 — « Александр Пархоменко » — таперша
1943 — « Новые похождения Швейка » («Солдатская сказка») — тетушка Адель
1943 — « Три гвардейца » («Родные берега») — учительница
1944 — « Свадьба » — мамаша
1945 — « Небесный тихоход » — профессор медицины
1945 — «Слон и верёвочка» — бабушка
1947 — « Весна » — Маргарита Львовна
1947 — « Золушка » — мачеха
1947 — « Рядовой Александр Матросов » — врач
1949 — « Встреча на Эльбе » — миссис Мак-Дермот
1949 — « У них есть Родина » — фрау Вурст
1958 — « Девушка с гитарой » — Свиристинская
1960 — « Осторожно, бабушка! » — бабушка
1964 — « Лёгкая жизнь » — «Королева Марго»
1965 — « Сегодня — новый аттракцион » — директор цирка
1965 — « Первый посетитель » — эпизодическая роль: старая дама
1980 — « Комедия давно минувших дней »

Озвучивание мультфильмов
1943 — «Сказка о царе Салтане»
1970 — «Карлсон вернулся» — фрекен Бок

Лучшие сценические образы
Васса («Васса Железнова» Горького, 1936)
Берди («Лисички» Л.Хеллман, 1945)
Манька-спекулянтка («Шторм» В.Н. Биллъ-Белоцерковского, 1951)
Бабушка («Деревья умирают стоя» А.Касоны, 1958)
Этель Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика, 1966)

Звания
Народная артистка СССР ( 1961 )
Трижды лауреат Сталинской премии ( 1949 , 1951 , 1951 )

Кукольник Нестор Васильевич

 

Кукольник Нестор Васильевич (20 (8) 1809, Петербург – 20 (08).12.1868, Таганрог, похоронен на даче (в Дубках)) - драматург, поэт, издатель, композитор, общественный деятель.
Родился в Петербурге в семье педагога, приглашенного в Россию из Австро-Венгрии. По национальности – карпаторус (русин), по вероисповеданию – униат (греко-католик). Его крестным отцом был император Александр Первый. Домашнее воспитание получил в семейном кругу, далеком от русского общения. В 1829 году окончил Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко. Выпущен без аттестата, так как был основным обвиняемым по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (восстание декабристов). Попал под надзор III отделения. После окончания гимназии переехал в Вильно, где работал преподавателем русского языка. Был автором учебника, пользовавшегося успехом у литовского населения.
Литературным творчеством начал заниматься в гимназии, но первые опыты были изъяты при обысках по «делу о вольнодумстве». Расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переехал в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего Отечество спасла». Драма была одобрена императором Николаем Первым.
В этот период, по мнению первого хранителя Пушкинского дома Б.Модзалевского, К. входит в число «близких к Пушкину» людей. Прямых доказательств этому пока не обнаружено, но в 1893 газеты сообщали, что в Таганроге обнаружены письма Пушкина к К., автопортрет и рукописи, о судьбе которых сегодня ничего не известно.
Творчество К. обширно и многогранно. Драматургия К. должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети Х I Х и второй половины Х I Х века. Наряду с драматургией К. успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, искусствоведении, поэзии и даже музыке. В 1836 года издает ряд периодических изданий искусствоведческого характера («Художественная газета», журналы «Дагеротип» и «Иллюстрация»). Писатель также стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввел в обиход приемы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А.К.Толстого, Л.А.Мея, М.И.Цветаевой и других. В поэзии своими поисками К. предвосхитил новшества К.Бальмонта, И.Северянина, А.Белого, Д.Бурлюка. Он владел литературными методами, основанными на теории символов, архетипов: К. извлекал из человеческого подсознания определенные модели поведения. «Уходящие тени» у него не столько в человеческом бытии, сколько в ушедших исторических образах России, которую спасала «Рука Всевышнего». К. также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах Дюма. Его можно рассматривать и как предшественника историко-биографического жанра, в наше время получившего свое развитие в романах-исследованиях Андре Моруа.
В период наибольшего творческого взлета К. сближается с композитором М.Глинкой и художником К.Брюлловым (создание первой в России «богемы»). Он причастен к выкупу Т.Г.Шевченко. Роль Н.Кукольника в судьбе таких писателей и поэтов как М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Никитин, художников И.Айвазовского, Н.Теребенева, Л.Серякова общепризнанна. К. один из соавторов либретто опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». На стихи К. написали музыку 23 композитора, в том числе М.И.Глинка, А.Е.Варламов, П.П.Булахов, С.Монюшко. К. сам написал оперу «Азовское сидение» на собственное либретто из истории донского края. В последние годы композитор А.Рыбников вместе с Г.Гориным работали над созданием оперы на сюжет К. о композиторе Березовском. Работа не была окончена из за смерти Горина. А.Рыбников самостоятельно заканчил ее в 2001 г ., назвав либретто «Маэстро Массимо».
Резко критиковавший произведения К. В.Г.Белинский в 1845 году вынужден был признать, что в сочинениях К. «заметно было совершенно новое направление, совсем другой характер, нежели у поэтов пушкинской школы». «О значении этого направления – говорил критик, - мы не считаем нужным распространяться; скажем только, что оно было новое и что во всем новом всегда выражается стремление к прогрессу, если не прогресс». Раскрытие этого нового дано в 1948 году в статье Л. Гинзбург «Белинский в борьбе с запоздалым романтизмом» (в кн. Л.Гинзбург «О старом и новом», Л., 1982, с.229-244.).
Начиная с 1840 года, К. начинает собирать «анекдоты» (короткие устные исторические рассказы), высмеивающие власть и методы её руководства, показывающие, что административная глупость сделалась всеохватывающей, тотальной и фактически пронизывает власть сверху донизу. Вот, например, одна из записей, актуальная и в наше время: «Кто же решится на какое-нибудь предприятие, когда не видит ни в чем прочного ручательства, когда знает, что не сегодня, так завтра по распоряжению правительства его законно ограбят и пустят по миру».
В 1845 году К. поступил на службу в канцелярию военного министра. Это явилось причиной его многочисленных и длительных командировок практически по всей европейской части России, от Кишинева до Астрахани и Ставрополя. Среди служебных дел особо заслуживает внимание его анализ и предложения по горнодобывающей промышленности Донбасса (в те времена это была практически незаселенная степь). В 1847 году он представляет доклад Николаю Первому, где пророчески предсказывалась роль этого края в экономике России, исходя из имеющихся здесь запасов каменного угля. Предложенные К. меры Николай одобрил. Последующая реализация их вызвала строительство Азовской железной дороги (Харьков-Горловка-Иловайское-Таганрог) и основание Юзовки (ныне Донецк).
В 1843 году К. женился. До этого он пережил две любовные трагедии, послужившие основанием для создания им рядалирических стихотворений, где свою возлюбленную поэт вывел под именем Леноры. Лирика К. остаетсяи поныне непонятой литературоведами, обвиняющими его в романтическом воспевании салонной любви. Утверждается даже (И.Панаев, Н.Лернер), что К. не был способенлюбить.
В 1850 году он несколько раз встречается с Гоголем. Видимо, это было обсуждение второго тома «Мертвых душ», который Гоголь вскоре сожжет. Встреча с Гоголем, с которым К. учился в Нежинской гимназии, все же сказалась на творчестве К. Он переходит к публицистике, все чаще обращается к социальной тематике, особенно в статьях.
В 1852-53 годах К. издает собрание сочинений, куда ряд ранее опубликованных произведений не могли попасть по цезурным соображениям, однако и то, что было напечатано, содержат следы цензурных искажений. Уже после смерти К. эти искажения хотело исправить товарищество «Общественная польза» (СПб), однако намеченные планы не были осуществлены, и после выпуска 8 томов сборников рассказов издание прекратилось.
События Крымской войны 1853- 1856 г . застают К. в Новочеркасске. Ему поручают заниматься снабжением действующей армии. Он реально оценивает происходящие события. В своем дневнике он записывает: «Я отправился считать кули с мукой и смотреть, только смотреть, искусно ли плутуют и мошенничают люди? Насмотрелся!… Я верил русскому патриотизму от души, я восхищался этим великолепным маскарадом, не зная, что он из моды, машинально. Лепечут холодные губы, а не сердце; идет ругня…». Служба К., его честность заслуживает высокой оценки.
В 1857 году он уходит в отставку в чине действительного статского советника и переезжает на постоянное место жительства в Таганрог. Здесь он становится центром культурного общения, активно включается в общественную жизнь. В 1863 году он создает музыкальное общество, в чем ему помогает А.Даргомыжский. Он реализует свою просветительскую программу, одним из пунктов которой было открытие в Таганроге университета, предлагает издание общественно-политической газеты, проводит публичные чтения, а собранные деньги передает гимназии. С 1865 года он хлопочет о строительстве к Таганрогу железной дороги, и, в отличие от предыдущих мероприятий, добивается успеха. Существующая железная дорога к Таганрогу (Харьков-Таганрог) была построена благодаря мужеству и настойчивости К. Он ходатайствует перед правительством об открытии в Таганроге окружного суда, взывает о необходимости экологической защиты Азовского моря. Его практические разработки о придании Таганрогскому градоначальству статуса обособленной административной единицы (типа губернии), к сожалению, не увенчались успехом, так каквстретили сильное противодействие донского казачества.
Вопреки утверждению, что в таганрогский период жизни К. оставил творчество, им созданы в это времядрама «Давид Гаррик», романы «Две сестры», «Ольгин Яр», «Граф Мориц Саксонский» и «Иоанн Ш, собиратель земли русской», повесть «Крепостной художник», публицистический цикл «Азовские письма» и много статей на злободневные темы из жизни Таганрога, в том числе и о местном самоуправлении. Написанная им в это время драма «Гоф-юнкер» была запрещена цензурой. Также не находят подтверждения утверждения, что К. переехал в Таганрог, чтобы заняться торговлей мукой. Долго не избирался никогда К. в гласные городской Думы, так как, начиная, примерно с 1861 года, он преследовался градоначальником Лавровым из-за резких критических выступлений против стиля и методов руководства этого высокопоставленного государственного чиновника. После ухода Лаврова в 1865 году К. был, наконец-то, избран гласным городской думы.
Перед смертью К. написал драму, которая не сохранилась. Слушавшие эту драму вспоминали: «Она навеяла на всех грусть, ибо в ней отразились событияпоследних лет личной жизни автора. Главное действующее лицо в этой пьесе, ликвидировав все, что связывало его с жизнью, уступает нежно любимую жену из благодарности за доставленное в прошлом счастье человеку, который её полюбил, и сам выражает непреклонную волю покончить естественной смертью свое существование визбранный для того день и час. Воля его исполняется…».
Умер К. внезапно, собираясь в театр. Существует версия, никем не опровергнутая, что он был отравлен из-за своих энергичных действий по совершенствованию экономики края и выступлений против коррупции.
Могила К. в 1931 году была осквернена. Труп был выброшен из могилы и долгое время валялся среди лопухов, которыми заросла могила. Сегодня местонахождение ее не известно. Дом К., оставленный им для создания на его базе дома для детей, потерявших родителей, был в 1968 году снесен в ходе реконструкции одного из машиностроительных заводов Таганрога. Дом, построенный им в центре Таганрога, сохранился. В настоящее время на нем установлена единственная в России мемориальная доска.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир в 1997 году благословил занесение имени К. в поминальный синодник.
Переосмысление культурного и общественно-политического наследия К. в России идет неудовлетворительно. На сегодняшний день нет грамотно составленной библиографии произведений К. и статей о нем. Современные публикации по К. в основном пересказывают известные критические высказывания середины ХI Х века, а также воспоминания, в которых даны оценки бытовых моментов жизни К. с позиций плоского морализма. Забывается, что К. представляет интерес не столько как литератор, сколько как личность, аккумулировавшая в себе ряд важных и интересных общественно-политических и нравственно-эстетических тенденций, не потерявших своего значения и для наших дней.
Из современных исследователей творчества Н, Кукольника можно (по публикациям последних лет) назвать Вердеревскую Н.А., Христолюбову О.В. (Пенза),Киселеву Л. (Москва), Анну Немзер (Москва), Кожевникову Н.А. (Петербург), Пименову Н.А (Петербург), Киракосову М. А. (Тбилиси),Крюкову О.С. (Москва). По тематике, связанной с К., в последние десятилетия защищены две докторские диссертации, к сожалению, не в России: Черный (Украина) и Е.Курганов (Финляндия).

Чехов Антон Павлович

 

А. П. ЧеховЧехов Антон Павлович – великий русский писатель, драматург и общественный деятель. Родился 29 (17) января 1860 года в Таганроге, умер 15 (2) июля 1904 года в Баденвайлере (южная Германия). Автор многих пьес, повестей, новелл и рассказов. Мастерство А.П.Чехова проявилось в умении разглядеть за мелочами повседневного быта глубокий социальный смысл, почувствовать и понять душу человека. Его творчество оказало огромное влияние на развитие мировой литературы и театрального искусства.
Семья Чеховых:
- отец - Павел Егорович (1825-1898 гг.), мать - Евгения Яковлевна, урождённая Морозова (1835-1919 гг.)
дети:
- Александр - литератор, лингвист (1855-1913 гг.)
- Николай - художник (1858-1889 гг.)
- Антон - великий русский писатель, драматург (1860-1904 гг.)
- Иван – учитель, известный московский педагог (1861-1922 гг.)
- Мария - художница-пейзажистка (1863-1957 гг.)
- Михаил – писатель, юрист (1868-1936 гг.).

Отец - Павел Егорович - был весьма интересной личностью. Будучи купцом 3-й гильдии, он занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно-патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось замещать отца в лавке, конечно, в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления. Дети разыгрывали сценки, придуманные Антоном, и многие герои домашних спектаклей «ожили» потом в его рассказах.
Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но при этом страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».
В «маленьком флигеле на Полицейской улице» (ныне музей «Домик Чехова» на ул.Чехова), где родился Антон, семья прожила около двух лет. С 1869 по 1874 гг. семья Чеховых арендовала двухэтажный кирпичный дом купца Моисеева, выстроенный в середине XIX в. Первый этаж отец отвел под бакалейную лавку, а на втором жила вся семья. Долгие часы по просьбе отца просиживал Антон в лавке – отвешивал товар, пытался сделать уроки. Наивный подросток едва ли осознавал в то время, что немало типов, «подсмотренных» им здесь, попадут на страницы его будущих произведений. В 1977 г. здесь был открыт музей «Лавка Чеховых», экспозиция которого рассказывает о жизни семьи Чеховых на Ярмарочном переулке.
В августе 1868 г. П.Е.Чехов привел восьмилетнего Антона в приготовительный класс мужской классической гимназии (ныне гимназия им.А.П.Чехова ), где учились и его старшие братья. В гимназии была строгая дисциплина. Одним из запретов было посещение театра без разрешения начальства гимназии, и Антону не раз приходилось быть в карцере из-за увлечения театром. Учился будущий писатель не лучшим образом, более того, дважды оставался на второй год.
Антон любил читать. Постоянно брал книги в 1-й публичной городской библиотеке, которая открылась в 1879 г. (ныне Центральная городская библиотека им.А.П.Чехова). Читал много, бессистемно, любил юмористические журналы и сборники популярного тогда Н.А.Лейкина.
Театром Антон увлекся в 13 лет и любил его до конца своих дней. Впервые он попал в театр (ныне Таганрогский драматический театр им.А.П.Чехова) с братом Иваном в 1873 г. – давали оперетту «Прекрасная Елена» Ж.Оффенбаха.
Антон охотно принимал участие в музыкально-литературных вечерах, проходивших в зале гимназии. В годы учебы в старших классах он издавал рукописный юмористический журнал «Заика». Из гимназической юности в рассказ Чеховапопал инспектор гимназии А.Ф.Дьяконов – он стал прототипом учителя Беликова в рассказе «Человек в футляре». А трагическая судьба преподавателя древних языков В.Д.Старова описана Чеховым в рассказе «Ариадна». Из гимназических лет был взят Чеховым один из псевдонимов «Антоша Чехонте».
За годы учебы в гимназии Антон Чехов накопил множество жизненных впечатлений, которые «выплескивались» на бумагу в виде небольших рассказов, пародий, которые Антон отправлял в Москву брату Александру для критики. Им были написаны пьеса-комедия «Нашла коса на камень» и водевиль «Недаром курица пела».
В 16-летнем возрасте он переживает семейную драму – разорение отца и переезд семьи в Москву, и остается в Таганроге с определенной целью – закончить гимназию. В эти годы Чехов написал драму «Безотцовщина».
Итогом 11-летней учебы в гимназии стал аттестат зрелости, полученный А.П.Чеховым 15 июня 1879 г. Это был первый важный документ в жизни 19-летнего Антона, который давал право на поступление в любой русский или заграничный университет без вступительных экзаменов. Для тех, кто собирался продолжить обучение, Городская Дума Таганрога учредила 10 стипендий в размере 300 рублей в год. Таким стипендиатом стал и Антон Чехов. В 1879 г. он переезжает к семье в Москву и сразу же поступает в Московский университет на медицинский факультет.
В 1880 г. в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом – «Антоша Чехонте» или «Человек без селезенки». В 1884 г. вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».
После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра), в больнице известного врача П.А.Архангельского. В это время появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».
С весны 1885 г. семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска, к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится.
По возвращении в Москву, в 1886 г., Чехов получает ободряющее письмо от писателя Д.В.Григоровича, едет в Петербург выразить свое почтение и признательность. В Петербурге он неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время». Сборники произведений этого времени - «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887 г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.
В 1887 году в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики, ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.
В 1888 г. семья Чеховых поселяется на даче помещиков Линтваревых близ Сум Харьковской губернии, чтобы провести там весну и лето. Чехов нуждался в новых местах и новых сюжетах для своих произведений, и, к тому же, кашель все чаще стал мучить писателя. Антон Павлович принимает на даче своих друзей литераторов: Плещеева, Баранцевича, книгоиздателя Суворина. С Сувориным у Чехова завязывается настоящая дружба, длившаяся много лет.
Там же Чеховы проводят и лето 1889 г., но оно омрачается смертью брата писателя - Николая. Это событие сильноподействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает с дачи, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать. После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия. В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает профессиональные советы. Вернувшись в Москву, на Садово-Кудринскую, Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший». Пьеса «Леший» была неудачно поставлена, Чехов снял её с репертуара, и несколько лет спустя переделал, дав новое название - «Дядя Ваня».
В доме на Садово-Кудринской написаны также повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов. И это при том, что в доме почти постоянно были гости. На втором этаже толклась молодежь, звучало фортепьяно, шли разговоры, а в это время на первом этаже Чехов сидел за столом и писал. В этом доме Чехов знакомится с Л.С.Мизиновой, «прекрасной Ликой», как он потом её называл. Очень красивая, веселая, умная, Лика стала любимицей семьи Чеховых. В чеховском доме бывал Петр Ильич Чайковский, Григорович, известные в то время артисты А.П.Ленский и В.Н.Давыдов, издатель Лейкин, писатель Н.С.Лесков. Четвертый сборник рассказов «Хмурые люди» Чехов посвятил Чайковскому.
В 1888 году по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.
В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».
Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».
По возвращении в Москву из-под пера Чехова также вышли произведения «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство». Однако жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900 франков, затем в Париж.
По возвращении Чехов едет в Алексин, где младший брат Михаил снял дачу на берегу Оки. Но вскоре Чеховы меняют место, переезжая в усадьбу Богимово, принадлежащую местному помещику Былим-Колосовскому. Усадьба была великолепна, с громадными комнатами, прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге. Каждое утро он вставал в четыре часа, пил кофе и садился работать, причем не за письменным столом, а за подоконником. Здесь была написана «Дуэль», систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов, потом шел в лес за грибами или на рыбалку. В час дня семья обедала, а в три Чехов снова принимался за работу до самого вечера.
В 1891-1892 гг. часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню «только по Глебу Успенскому». В это время Чехов пишет рассказ «Жена».
В 1892 г. Чехов покупает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии: давняя его мечта жить вдеревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба была в запущенном состоянии и обошлась Чехову относительно недорого. В марте семья Чеховых, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник – «Мелиховский летописец», лаконично отражающий состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.
Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге . Писатель жертвует туда более двух тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии, до самой своей смерти, Чехов постоянно отсылал в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.
Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы О.Л.Книппер, Т.Л.Щепкина-Куперник, Д.М.Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.
Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бывает в редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 г. Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н.Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречались в Крыму.
В Мелихово, несмотря на бесконечный хоровод гостей, не всегда желанных и тактичных, Чехов постоянно пишет. В 1894 г. он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 г. на сцене петербургского Александринского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 г. «Чайка» была поставлена на сцене Московского художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.
Вообще же, в мелиховский период (1892 - 1898 гг.) созданы «Палата №6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Кроме того, в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.
В 1897 г. у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое,подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897-1898 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М.М.Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.
В мае 1898 г. Чехов возвращается в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас…Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».
В Ялте Чехов начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. Чехов с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. Зима 1899 г. в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь.
Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове было продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.
На рубеже XIX-XX веков Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это – жизненное и писательское кредо Чехова.
В 1900 г. Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 г. Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности.
Весной 1900 г. в Крым приезжает на гастроли Московский художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме Чехова начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых - вся театральная труппа.
Вскоре театр возвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 г. и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь.
Зиму 1900-1901 гг. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс - считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», - сказал он как-то о самом себе. В это время написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.).
Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура +12 и редко бывает +13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно».
Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден былнаходиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер – это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского художественного театра, где Чехов – его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Иногда Чехов наведывался в Москву.
В 1904 г. ставится пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы.
«Вишневый сад» стал последним произведением великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 г. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвайлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.
15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.
Через неделю тело писателя доставили в Москву. Похоронен А.П.Чехов на Новодевичьем кладбище столицы.
На родине писателя, в Таганроге, свято чтут его память, бережно сохраняют и приумножают чеховское наследие. Именем Антона Павловича названа самая протяженная улица города, на ней же в сквере установлен памятник писателю работы скульптора Рукавишникова. Таганрог является крупнейшим научным центром по изучению жизни и творчества А.П.Чехова.

Краткий обзор творчества:

Начало литературной деятельности А.П.Чехова относится к концу 1870-х годов, периоду обучения будущего писателя встарших классах гимназии. Из воспоминаний гимназических друзей и родных сегодня известно, что в Таганроге были написаны пьеса «Нашла коса на камень», водевиль «Недаром курица пела», очерки из семинарской жизни.
Первый рассказ, опубликованный в журнале «Стрекоза» 24 декабря 1879 года, назывался «Письмо донского помещика». Это небольшое произведение открыло семилетний период сотрудничества Чехова в юмористических журналах «Будильник», «Развлечение», «Свет и тени», «Зритель», «Москва», «Осколки» и др. Уже в первые годы литературной деятельности он создал юморески, которые не исчерпываются чистым юмором: наряду с остроумной невинной шуткой в них развивается социальная тематика. Сквозь тематическое многообразие ранних рассказов проступают основные темы: человек и его чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона, торжество меркантильного духа.
В 1882 году к печати был подготовлен сборник «Шалопаи и благодушные», который затем был озаглавлен «Шалость», но он так и не вышел в свет, очевидно, по цензурным причинам. Первая опубликованная книга рассказов Чехова называлась «Сказки Мельпомены» (1884), а через два года в свет вышел знаменитый сборник «Пёстрые рассказы» (1886).
В первой половине 1880-х годов А.П.Чехов создал такие шедевры комической новеллистики, как «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» и «С женой поссорился» (1884), «Дорогая собака» и «Лошадиная фамилия» (1885).
В период работы в юмористических журнала определились особенности чеховского стиля: богатство лексики, языковая экономия, выразительность и точность деталей, речь персонажа как средство его характеристики.
1886-1890-е годы стали временем творческого перелома, состоявшего прежде всего в том, что появились новые действующие лица, противопоставленные среде, страдающие в силу своей человечности, и стал изменяться круг жанровых интересов писателя: появляются рассказы и повести, в которых отразились философские, социальные и нравственные поиски автора. В.М.Родионова отмечает, что чеховский «малый жанр» социально-психологического рассказа стал одним из открытий в истории русской литературы. Начиная с середины 1880-х годов Чеховым были написаны: «Панихида» (1886), «Мечты» (1886), «Кошмар» (1886), «Ванька» (1886), «Счастье» (1887), «Спать хочется» (1888), «Огни» (1888), «Степь» (1888). Центральное место в произведениях этого периода занимает тема народа, его драматическая, социальная судьба.
В конце 1880-х в свет вышли сборники «В сумерках» (1887), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Детвора» (1889), «Хмурые люди» (1890). После публикации книги «В сумерках» Академия наук присудила автору половинную Пушкинскую премию «за лучшие литературные произведения», выделяющиеся «высшим художественным достоинством».
В произведениях 1880-х-1900-х годов обозначилось еще одно направление в чеховском художественном мире: писатель исследует душевную жизнь человека. В результате наметились мотивы человеческого равнодушия, «сонной одури», мотив пробуждения от духовной спячки или подчинения ей.
В середине 80-х годов Чехов совершает поездку в Таганрог по приазовской степи. Впечатления от этой поездки отразились в произведениях так называемого «степного цикла», в который вошли: «Казак», «На пути», «Счастье», «Огни», «Двадцать девятое июня», «Шампанское», «Степь», «Печенег», «В родном углу». М.О.Горячева замечает, что «в художественном мире Чехова степь едва ли не самый яркий и выразительный из всех изображенных природных ландшафтов». Чеховская степь – сложный и многогранный образ. С одной стороны, она стала выражением сути национальной жизни, её приметой. С другой – этот образ был связан с проблемой личного самоопределения (Н.Е.Разумова). Своеобразие сюжетной канвы в «Счастье», «Огнях», «Степи», «Печенеге» определяется тем, что в степном пространстве параллельно развиваются, сложно соотносясь и пересекаясь, жизнь природы и жизнь человека (применительно к повести «Степь» об этом подробно пишет И.Н.Сухих).
В конце 1880-х-1900-х годах внимание художника сосредоточилось на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. На этом материале Чехов разрабатывает тему равнодушия, которая развивается по двум разным руслам: герой – либо образованный человек, душевно успокоившийся, замкнувшийся в «футляре», либо человек из народа, забитый, замученный жизнью, доведённый до тупости и безразличия. «Футляр» становится у Чехова символом жизни. Тема ответственности интеллигенции за происходящее получает свое кульминационное развитие в знаменитой «Палате № 6» (1892).
Наряду с «интеллигентским» и «мужицким» циклами он создал ряд произведений, изображающих купеческое царство, нечеловечески тяжёлый фабричный быт: «Три года», «Бабье царство» (1894), «Случай из практики» (1898).
Художественная манера Чехова и в эти годы характеризуется сдержанностью авторского повествования, лаконизмом, сжатостью. Проявляется необыкновенное мастерство в использовании, на первый взгляд, мелких, малозначащих деталей, которые при внимательном рассмотрении становятся неслучайными, психологически и эмоционально насыщенными подробностями. По мнению З.Паперного, у Чехова деталь оказывается не только намёком на важное и характерное, но и носителем внутреннего движения рассказа и повести. Этот же прием работает в пьесах.
Существенно меняется сюжетостроение произведений. Если в ранних новеллах-анекдотах важную роль играет острая интрига, то в произведениях зрелого Чехова события «растворяются» в повседневном течении жизни, в психологии. Писатель отказывается от напряжённого действия, интриги, внешней занимательности. Для него важной становится история души героя, скрытая динамика его борьбы с обстоятельствами, средой, обывательским существованием. Трагический смысл многих произведений Чехова именно в том, что ничего не происходит, и всё остаётся по-старому, например, в рассказах «Бабье царство», «На подводе», «В родном углу».
Высокую оценку писательскому дару Чехова дал Л.Н.Толстой: «…Благодаря своей искренности, Чехова создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде».
А.П.Чехов – знаковая фигура в драматургии и театре ушедшего XX столетия и наступившего XXI века.
Его пьесы привлекают традиционные и экспериментальные сцены, режиссеров и актеров широкого эстетического диапазона, драматургов самых разных художественных направлений, от интимистов до абсурдистов, исследователей всевозможных течений и школ.
Антон Павлович писал для сцены всю свою творческую жизнь, с 1878 по 1903 годы. Однако следует подчеркнуть, что к его творчеству рискованно применять понятие «эволюция». Автор называет свои сочинения драматическим этюдом («На большей дороге», «Лебединая песня»), пьесой («Безотцовщина»), шуткой («Медведь», «Предложение», «Трагик поневоле», «Юбилей»), сценой в одном действии («Свадьба»), сценой-монологом («О вреде табака»), сценами из деревенской жизни («Дядя Ваня»), комедией («Иванов» - редакция 1887 года, «Леший», «Чайка», «Вишневый сад»), драмой («Иванов», «Татьяна Репина», «Три сестры»). Хотя эти разножанровые произведения написаны в разное время, все они отмечены печатью большого таланта, гениальностью.
Уже в первой пьесе, «Безотцовщине», созданной в 18 лет, закладывается «фундамент вызывающе-дерзкого новаторства» не только чеховской драмы, но и драматургии в целом.
Каков генезис такого «дерзкого» новаторства? Пути художника неисповедимы. Творчество – тайна. И все же. Провидение и предчувствие (Чехов «часто в своих предчувствиях оказывался прав»), интуиция в сочетании с трезвостью практикующего врача, изящество души и ироничность способствовали возникновению чеховской художественно-философской концепции человека и картины мира, воплощенной в драматургии.
На рубеже веков Чехов затронул проблемы, которые попадут в поле зрения деятелей искусства в годы Первой мировой войны и в последующие десятилетия.
Новая картина мира создавалась актуализацией тематических мотивов: утрата «общей идеи», восприятие мира абсурдным и неспособность ориентироваться в нем, отчуждение людей, кризисное состояние их душ, их страх жизни. На два десятилетия раньше немецкого философа Шпенглера Чехов выразил в «Вишневом саде» мысль о том, что с рождением нового столетия наступает новый порядок окаменевшего «мирового города», в котором безраздельно начинают властвовать «деньги в качестве неорганического абстрактного фактора, лишенного связи с сущностью плодородной земли, с ценностями первоначального уклада жизни», что появляется новый человек, житель этого города, «новый кочевник, лишенный традиций», «человек фактов, человек без религии» (О.Шпенглер). Ввел нового персонажа - человека толпы и предвосхитил Музиля, показав «личность без личности», «человека без свойств». Писатель предвидел губительные последствия технического прогресса, гибель природы, социальный и духовный генезис всеохватывающего хамства. Одновременно Антон Павлович выражал щемящую тоску по прекрасному, нежному, изысканному. Все это и многое другое составило содержание его пьес.
Новое содержание предполагало новые формы: «Драма должна или выродиться совсем или принять новые невиданные формы», – говорил Чехов.
Эстетическое мышление Чехова формировалось и развивалось в эпоху начинающейся интеграции. Художественный синтез обусловил поэтическую систему драматурга и повлиял на его отношения с читателем и зрителем. С ними Чехов устанавливает творческий контакт, а при написании пьес обращается к смежным искусствам: музыке и живописи.
В чеховских произведениях поют мужчины и женщины, поют песенки, куплеты, романсы, арии из опер и оперетт: в драмах звучат начальные строки популярных в то время вокальных сочинений. Вокальная музыка становится средством характеристики персонажей, оформляет сюжетные линии, вызывает комический эффект. Например, в «Свадьбе» сближением противоположных образных систем эмоционально-смыслового поля лирического романса-элегии А.Алябьева на слова А.С.Пушкина «Я вас любил» и фарсовой атмосферы водевиля (уничижительные фамилии, чудны΄е имена, ужимки, крики и т.д.) рождается юмор.
Инструментальная музыка (игра на пианино, скрипке, виолончели, гитаре, арфе) содействует появлению определенного настроения, поэтической ауры, оттеняет душевное состояние героев, вносит в содержание дополнительные смысловые нюансы, является одним из приемов философского обобщения изображаемого.
Пьеса «Дядя Ваня» написана не только по законам драматургии, но и музыки, с ориентацией на сонатную форму. Архитектоника «Трех сестер» ассоциируется с инструментальным концертом.
В поэтике чеховской драматургии используются приемы живописного письма: освещение, цветопись.
Чехов-драматург создает новый тип комического. У него комическое не всегда равнозначно веселому и часто совмещается с трагическим.
Комическое может возникать в результате соединения утонченной изысканности с карикатурной нелепостью. Это достигается длительным балансированием между разными эмоциональными тональностями без явного предпочтения одной из них.
Некоторая карнавализация сознания Чехова-художника обусловила наличие в пьесах элементов карнавальной игры, аксессуаров и образов карнавала. В драме «Три сестры» ряжение приобретает философское звучание. Образ ряженых становится ключевым и выполняет функцию символа обновления. В «Вишневом саде» система персонажей, их взаимоотношения определяются формулой: персонаж-лицо, персонаж-маска.
О значимости русского новатора, уроженца Таганрога, американская исследовательница А.Брюстер скажет: чеховские пьесы «открыли глаза многим западным художникам на перспективные возможности искусства». Добавим - не только западным.