Полярный в истории России

Вы здесь

Полярный - город воинской славы

 

История города Полярного неразрывно связана с Военно-Морским флотом. Велика заслуга города в обороне Кольской земли, военно-морском строительстве в Заполярье, создании и развитии Северного флота, становлении подводных сил Севера. 

Екатерининская гавань – форпост обороны северных рубежей российского государства

Решение задачи защиты Кольского края

С самого начала освоения Кольского полуострова данная территория являлась объектом агрессивных устремлений различных государств. Интерес агрессора постоянно нарастал по мере освоения природных богатств края, изменения стратегической ситуации на европейском Севере.

Этот фактор стал основанием для постановки вопроса о необходимости постоянного наличия вооружённых сил, достаточных для решения задач обороны края. Важнейшей их составляющей должна была являться система базирования военно-морского флота. Вопрос о военно-морском присутствии на побережье Мурмана неоднократно рассматривался российским правительством, о преимуществах Северного морского театра писали многие прогрессивные деятели. Однако недостаток средств и неосвоенность региона сдерживали эту работу.

Тем не менее, изыскательская деятельность и поиски удобного места для организации базирования корабельных соединений, велись ещё со времени начала строительства регулярного российского военно-морского флота. При рассмотрении многих вариантов строительства военного порта приоритет зачастую отдавался Екатерининской гавани.

Первый опыт организации временного базирования соединения военных кораблей в условиях Заполярья относится к 40-м годам XVIII века. В связи с нараставшей угрозой войны со Швецией было принято решение о переводе русской эскадры, сформированной из построенных Архангельским адмиралтейством кораблей, в Балтийское море. Северную эскадру возглавил главный командир Архангельского порта вице-адмирала П.П. Бредаль. Выход кораблей в открытый океан надолго задерживался льдами Белого моря, поэтому в качестве зимней стоянки решили использовать Екатерининскую гавань, где спешно построили две казармы, госпиталь и другие необходимые помещения. Здесь в 1741-1742 годах зимовали линейные корабли, которыми командовал капитан В.Ф. Льюис. В летнее время суда курсировали в северных водах. Осенью 1743 года после прихода всех кораблей из Архангельска, эскадра ушла в Кронштадт. 

 

Екатерининская гавань в истории изучения северных морей

Первый опыт организации базирования кораблей военно-морского флота в Екатерининской гавани оставался невостребованным до начала XX века. Но с этими событиями было связано начало работ по гидрографическому описанию и картографированию Мурманского берега.

Для обеспечения стоянки кораблей экспедиции адмирала В.Ф.Люиса был послан лейтенант В.Винков, который впервые нанёс на карту северную часть Кольского залива, включая о. Кильдин и Екатерининскую гавань. В дальнейшем эту работу продолжили известные российские гидрографы. В 1800 г. Л.И.Голенищев-Кутузов составил первую русскую генеральную карту Лапландского (Мурманского) берега, в 1821–1824 гг. была проведена первая специальная гидрографическая экспедиция лейтенанта Ф.П.Литке, а в 1825 и 1832 гг. состоялись экспедиции лейтенанта М.Ф.Рейнеке. Составленная М.Ф.Рейнеке лоция Мурманского берега вплоть до начала Первой мировой войны являлась руководством для мореплавания, содержащим наиболее полное описание Екатерининской гавани.

Екатерининская гавань не только изучалась выдающимися гидрографами Российского флота, отсюда начинались походы многих полярных исследователей.

В 1765-1767 гг. по инициативе М.В.Ломоносова состоялась широко задуманная и тщательно подготовленная высокоширотная экспедиция, направленная на поиски Северо-Восточного прохода из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив на Камчатку. В марте-мае 1765 года в Екатерининской гавани начиналась подготовка к походу отряда кораблей под командованием В.Я. Чичагова («Чичагов», «Панов» и «Бабаев»).

В 1897 г. здесь побывал адмирал С.О.Макаров, направлявшийся для изучения условий для будущего ледокольного плавания к Енисею.

21 июля 1900 года из Екатерининской гавани вышла шхуна «Заря»  первой Русской полярной экспедиции Академии наук под руководством Э.В.Толля. В ней приняли участие будущие известные морские офицеры-гидрографы Н.Н.Коломийцев, Ф.А.Матисен, А.В.Колчак. 

Рисунок7.png       Рисунок95.png  

 

27 июня 1912 года отсюда вышло судно экспедиции В.А.Русанова «Геркулес», а 28 августа шхуна «Святая Анна» под командованием Г.Л.Брусилова.

Рисунок9.png        Рисунок8.png 

В 1914 году, для поисков пропавших экспедиций Г.Я.Седова, Л.Г.Брусилова и В.А.Русанова здесь была сформирована спасательная экспедиция под командованием капитана 1 ранга И.И.Ислямова. Примечательно, что в этой экспедиции поручиком Я.И.Нагурским впервые были осуществлены полёты в Арктике на аэроплане.

 

 

Основание города Александровска-на-Мурмане

Наполеоновские и Крымская войны показали, что далёкий Мурман постепенно стал входить в сферу активного влияния проблем мировой политики.

В 1854 году английский корвет «Миранда» совершил нападение на единственное крупное поселение на Мурмане – древнюю Колу. В результате обстрела и начавшегося пожара деревянный город был почти полностью уничтожен. После этой катастрофы Кола потеряла статус уездного центра и стала «заштатным» городом. Обмеление устья Кольского залива и отсутствие оборонительных сооружений не позволяли в дальнейшем использовать Колу в качестве порта и форпоста защиты Мурмана.

Эта проблема обострилась в 70-80-е гг. XIX века в связи с началом колонизации Мурманского берега как со стороны российского государства, проводившего целенаправленную политику, так и соседних народов, стихийно заселявших районы, перспективные для морского промысла.

Новый этап освоения Мурмана совпал с периодом возрождения Российского флота после Крымской войны, строительством паровых броненосных кораблей, предназначенных для действий на океанских театрах. Решение проблемы охраны северных территориальных вод России от нападений и браконьерского промысла оказалась напрямую связана с задачей организации базирования океанских эскадр российского флота со свободным выходом в Мировой океан.

Для ознакомления с местностью в 1870 году из Кронштадта вышла эскадра под командованием вице-адмирала К.Н.Посьета, в состав которой входили корвет «Варяг», клипер «Жемчуг» и шхуна «Секстан». Вместе с Посьетом на Мурман ехал покровитель российского флота, сын Александра II, великий князь Алексей Александрович, которого сопровождали лучшие специалисты и знатоки мурманских вод: профессор Н. Я. Данилевский, академик А. Ф. Миддендорф, натуралист Ф. Ф. Яржинский; из Архангельска прибыли к нему губернатор Н. А. Качалов, промышленник, пылкий сторонник развития Севера М. К. Сидоров, поморские купцы и мореходы.

 

20 июля 1870 года великий князь и его окружение осматривали Екатерининскую гавань. Сошлись на мнении о необходимости создания на Мурмане – в Екатерининской гавани или на острове Кильдин – портового города. Окончательно вопрос должны были решить в Петербурге после всестороннего обсуждения в Морском ведомстве. Изменение международной ситуации на время отодвинул решение этой задачи, но положительным результатом поездки стало ассигнование средств на организацию постоянного пароходного сообщения между Архангельском и поселениями Мурманского берега.

К обсуждению вопроса о сооружении нового военного порта для русского флота вернулись в 90-е годы XIX века. Руководители Морского ведомства предлагали создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая). Александр III не разделял их мнения. Подыскивать нужную гавань для «главной морской базы» русского военного флота в 1894 году на Мурман отправился выдающийся государственный деятель, министр финансов Сергей Юльевич Витте. В поездке на Мурман Витте сопровождали специалисты морского дела И. И. Кази, А. Г. Конкевич, железнодорожный деятель С. И. Мамонтов, журналист Е. Л. Кочетов, архангельские чиновники и моряки.

Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань. «Такой грандиозной гавани, – писал министр, – я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань. Мы эту гавань подробно осматривали, стояли там несколько суток»; она замечательна «как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности».

 По возвращению в Петербург Витте подал Александру III обстоятельный отчет о поездке и свои соображения о сооружении военного порта. Он предлагал: 1) военно-морскую базу для русского флота устроить в Екатерининской гавани; 2) провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу; 3) построить на Мурмане мощную электростанцию, чтобы иметь там сильное освещение. К своему докладу Витте приложил особую записку «Либава или Мурман?», в которой аргументировано обосновал преимущества Екатерининской гавани перед балтийским портом в случае возникновения войны с Германией.

Комиссия отвергла проект Витте. Но Николай II, не раз заявлявший о приверженности курсу своего родителя, не решился проигнорировать пожелание Александра III об устройстве порта на Севере. Он согласился на предложение о создании на Мурмане не военного, а «коммерческого порта». Компетентные люди понимали, что без проведения железной дороги сколько-нибудь значимой торговли при Екатерининской гавани не возникнет. Но и в таком варианте оборудованный порт «принесет пользу мореплаванию и мурманским промыслам». С учреждением пароходного сообщения ежегодно весною до 2000 промышленников собирались в Екатерининской гавани и разъезжались по своим становищам на рейсовом пароходе. Витте выдвинул предложение о переводе уездных учреждений из Колы в Екатерининское поселение, поближе к району промысловой деятельности и торговли.

В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал на сооружение порта на Мурмане 400 тысяч рублей, причем 135 тысяч выделялись сразу для начала работ. Ведение дел поручили строительному отделению Архангельской казенной палаты, а руководство стройкой – архангельскому губернатору Александру Платоновичу Энгельгардту. Уже весной 1896 года начались работы по строительству пристани и городских построек.

7 июня 1899 года Николай II утвердил следующее мнение Государственного Совета: «Городскому поселению и порту при Екатерининской гавани присвоить название «Александровск», а Кольский уезд в нынешних его границах переименовать в Александровский». В новом административном центре края были построены здания полицейского управления, камера мирового судьи, арестный дом. Шесть домов, построенных казной, предназначались для частных поселенцев. Сооружены были также общественные бани, аптека при больнице и флигель для медицинского персонала, здание для машин электрического освещения, водопровод, дамба, гостиница.

Рисунок2.jpg Рисунок4.jpg Рисунок3.jpg 

Получив донесение о 80-процентной готовности строений, правительство дало указание об официальном открытии города и порта на Кольском заливе, названного в честь императора Александра III Александровском-на-Мурмане. 24 июня 1899 года состоялась торжественная церемония открытия города. Ещё в феврале 1898 года вышло высочайшее повеление о перенесении уездного управления из Колы в Екатерининскую гавань. Однако город, в ввиду отсутствия сухопутного транспортного сообщения, не имел перспектив дальнейшего развития в качестве нового административного центра Кольского края.

 

Строительство военно-морской базы в Екатерининской гавани

Опыт Русско-японской войны заставил Адмиралтейство вновь приступить к изучению возможности создания военно-морской базы в Заполярье. В июне-сентябре 1907 года по инициативе и при личном участии адмирала Ф.В. Дубасова крейсер «Алмаз» совершил поход на Мурман с целью определения возможности базирования там российских военно-морских сил и «использования сообщения между Атлантическим и Тихим океанами вдоль берегов Сибири». Корабль исследовал Екатерининскую гавань, бухты полуострова Рыбачий, заходил в Печенгу и Архангельск. Экспедиция подготовила необходимые подробные материалы для начала строительства северного порта. Однако представленные документы и сведения были положены в «долгий ящик», и вопрос о важном военном стратегическом объекте в Заполярье Морским министерством решен не был. Планы освоения Севера рассматривались правительством как отдаленная перспектива, реализация которой отодвигалась более насущными задачами. Не случайно наибольшую сдержанность при обсуждении проектов организации на Мурмане военного порта проявляли представители военного и морского министерств, которые рассматривали данные вопросы исключительно в контексте местной обороны. А с этой точки зрения всякие усилия были напрасны, поскольку охранять в неосвоенном крае было нечего. 

 

Первая мировая война кардинально изменила жизнь северного края. Начались срочные работы по строительству порта в незамерзающем Кольском заливе и железной дороги, являвшейся естественным продолжением стратегического пути, связавшей Россию с её союзниками. Строительство и работа Мурманского порта в условиях объявления Северного Ледовитого океана зоной боевых действий предопределило создание достаточно крупных военно-морских сил. К началу войны на всём Северном морском театре силы морского ведомства были представлены лишь посыльным судном «Бакан», в мирное время осуществлявшим охрану морских промыслов и несколькими гидрографическими судами.

Организацию обороны Александровска-на-Мурмане в первые дни войны возглавил начальник экспедиции по поиску экспедиций Седова и Брусилова капитан 1 ранга И.И.Ислямов. 17 января 1915 года в Александровск прибыли кабельный пароход «Колония» и вспомогательное судно «Эскимо». За три недели в Англию был проложен подводный телеграфный кабель. Выход его охраняла двухорудийная береговая батарея. В августе 1915 г. на подходах к горлу Белого моря и в самом горле были развернуты сигнально-наблюдательные посты и линии связи.

С зимы 1914-1915 года в Кольский залив стали заходить суда с военными грузами, не прошедшими в Архангельск из-за ледостава на Белом море. Для их охраны 8 февраля 1916 года создаётся отряд обороны Кольского залива. Весной 1915 года началось строительство порта в районе Семёновских островов и железной дороги, связавшей его с Петроградом. Рядом с портом появились рабочие посёлки. 21 сентября 1916 года здесь состоялась закладка Свято-Никольского храма. Этот день стал датой рождения нового города – Романова-на-Мурмане (после Февральской революции переименованного в Мурманск).

В начале 1916 года принимается решение о начале формирования оперативного объединения российского флота на Северном морском театре – флотилии Северного Ледовитого океана. Его боевое ядро составили мобилизованные и вооружённые суда и корабли, пришедшие с Тихого океана. В конце 1915 года в Александровск пришёл минный заградитель «Уссури», в ноябре следующего года – легендарный крейсер «Варяг», вскоре  состав флотилии пополнили линкор «Чесма» и крейсер «Аскольд». 

Задача организации морской обороны была подчинена союзным транспортным операциям. По настоянию английского морского командования, оперативная база флотилии была перемещена из Екатерининской гавани в Мурманский порт, что позволило оптимизировать систему управления и обеспечения военно-морских сил в Кольском заливе.

Против такого подхода выступил начальник Кольского района капитан 1 ранга Н.В.Кротков, считавший, что необходимым создать из Александровска, «имеющего значение северного Гибралтара», мощную морскую крепость. Однако, признавая справедливость его доводов, руководство морским ведомством все же настояло на реализации плана, ориентированного на существующие условия и не учитывающего перспективы военно-морского строительства на Севере.

Не став главной базой в Кольском заливе Александровск продолжал играть важную роль в структуре обороны Мурманского порта. Здесь размещалась отдельная Александровская флотская рота, несшая службу на артиллерийских батареях, расположенных на островах Торосе, Брандвахте, мысе Летинском, отсюда выходили суда, несшие дозорную службу при входе в Кольский залив.

Здесь же, в Екатерининской гавани, в годы войны появилось соединение, положившее начало подводным силам Севера. Для обороны портов с Дальнего Востока сюда доставили подводную лодку «Дельфин», а с Балтики перевезли две малых субмарины «№1» и «№2». Уже в первом проекте структуры флотилии Северного Ледовитого океана, разработанном к февралю 1916 г. чётко указывалось место подводных лодок в отряде судов обороны Кольского залива. 26 августа 1916 г. приказом морского министра по Управлению Беломорским и Мурманским районами «на время военных действий» был объявлен табель комплектации Дивизиона подводных лодок.

26 июля 1916 года в Александровск-на-Мурмане из Владивостока прибыли миноносцы «Властный» и «Грозовой» в сопровождении плавучей базы расформированного Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии – транспорт-мастерская «Ксения». Призванная восполнить отсутствие ремонтной базы в Кольском заливе, «Ксения» фактически вновь стала плавбазой подводных лодок. Их бесконечный ремонт загружал работой плавучую мастерскую, в которой очень нуждались тральщики и посыльные суда флотилии.

 

Полярный – колыбель Северного флота

Полярный в послевоенный период (1920-1933 гг.)

Мирное время показало, насколько существование города в Екатерининской гавани зависит от наличия военно-морских сил.

После окончания Гражданской войны на Севере оставшиеся силы флотилии Севеврного Ледовитого океана были объединены с подразделениями РККФ, образовав Беломорскую флотилию. 24 апреля 1920 года флотилия была преобразована в Морские силы Северного моря, а 31 декабря 1922 года – расформирована.

Отсутствие железной дороги делало невыгодным эксплуатацию портовых сооружений, происходит резкое сокращение населения города. Вскоре Александровск потерял и административное значение. Так как фактическим центром управления краем являлся Мурманск, 13 апреля 1920 года было утверждено решение о переименовании Александровского уезда и перемещении уездного центра в Мурманск.

После этого Александровск недолго сохранял статус города. 15 марта 1926 года он был преобразован в сельское поселение. Спустя пять лет – 11 марта 1931 года Александровск, носивший имя российского императора, был переименован, став Полярным. Екатерининская гавань оказалась невостребованной.

Возрождение Полярного было связано с восстановлением военно-морских сил на Русском Севере.

Лишившись морской охраны, северные воды нашей страны снова привлекли внимание многих государств. Многократно возрос уровень браконьерского промысла в советских территориальных водах. В Справке Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ, составленной в августе 1930 года говорилось: «Наши северные воды до последнего времени являлись районом чрезвычайно активной хищнической деятельности со стороны рыбопромысловых и зверобойных судов ряда иностранных государств. Наиболее частыми «гостями» наших северных вод и вместе с тем наиболее активными хищниками были суда, плававшие под флагами английской и норвежской национальностей. Два обстоятельства способствовали процветанию хищничества: недостаточность до недавнего времени судов морпогранохраны на севере и чрезвычайно слабые меры воздействия, применяемые по отношению к задерживаемым с поличным хищникам. При этом в ряде случаев военные суда маскируются, подходят непосредственно к берегу, контролируют работу наших радиостанций, не только сами не подчиняются установленному в наших водах погранрежиму, но и спешат выручить «от неприятностей» настигнутых нашей морпогранохраной хищников…»

Только за один из майских дней 1935 года пограничное судно «Нептун» задержало 104 иностранных браконьерских судна. На экипажи каждого из них пограничники составили акт о преднамеренном нарушении границы. А всего в течение мая этого года моряки «Нептуна» задержали в советских территориальных водах 520 иностранных судов. Кроме англичан, было зафиксировано наличие и немецких рыболовных судов, ведших не только браконьерский лов, но и разведывательную деятельность в наших территориальных водах.

Сложность противодействия обуславливалась малочисленностью морских сил погранохраны и отсутствием современных кораблей.

 

Создание Северной военной флотилии

26 ноября 1926 года Советом Труда и Обороны СССР была утверждена первая советская программа военного кораблестроения. Возобновление постройки кораблей стало началом возрождения отечественного флота. Начало 30-х гг. ознаменовалось возрождением морских сил на стратегически важных, но отдаленных от центра театрах. В 1932 г. были восстановлены Морские силы Дальнего Востока (в 1935 г. преобразованные в Тихоокеанский флот), а в следующем, 1933 году, начинается строительство флота на Севере.

Политическая обстановка начала 30-х годов не давала возможности оценить будущее большое значение Северного морского театра. Кроме того, неосвоенность края, слабость инфраструктуры, малочисленность населения не позволяли в короткие сроки создать здесь большой флот с развитой системой базирования. Это отразилось на ограниченных масштабах военно-морского строительства на Севере накануне Великой Отечественной войны.

2 июля 1933 года группа командиров управления ВМС РККА во главе с начальником ВМС РККА В. М. Орловым на гидрографическом судне «Мороз» произвела осмотр Кольского залива с целью выбора мест для строительства баз и оборонительных сооружений флотилии. 22 июля партийно-правительственная комиссия в составе И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, С. М. Кирова прибыла по железной дороге в Мурманск и на буксирном пароходе «Буревестник» осмотрела побережье от Мурманска до мыса Сеть-Наволок, посетив Росту, Ваенгу и Екатерининскую гавань. Знаменательно, что единственная поездка И.В.Сталина на Кольский полуостров была связана с организацией базирования Военно-Морского Флота.

Рисунок15.png Рисунок96.jpg Рисунок17.png 

Комиссия утвердила план строительства баз формировавшейся Северной военной флотилии. В Екатерининской гавани предполагалось разместить бригаду подводных лодок. Однако, учитывая большой объём работ, требовавшийся для строительства главной базы в Ваенге, её временно разместили в Екатерининской гавани. Но и пришедшему в запустение Полярному требовалось время для подготовки к приёму кораблей формируемой флотилии. На этот период корабли временно базировались у причалов Мурманского порта. Штаб и управления флотилии разместились на прибывшем 1 августа с Балтики учебном судне «Комсомолец».

С мая по сентябрь по вновь построенному Беломорско-Балтийскому каналу на Север с Балтийского моря двумя экспедициями перешли первые корабли и подводные лодки.

1 июня 1933 года начальник Штаба РККА издал циркуляр о формировании Северной военной флотилии в составе: командования и штаба, политического отдела, Мурманского военного порта, командования и штаба дивизиона подводных лодок, подводных лодок «Декабрист» и «Народоволец», эскадренных миноносцев «Урицкий» и «Рыков», сторожевых кораблей «Ураган» и «Смерч», Управления Мурманского сектора и отдельного артдивизиона береговой обороны. Эта дата стала официальным днём рождения Северного флота.

7 июня 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов морских сил Севера». Основной операционной базой СВФ утверждался посёлок Полярный, тыловой базой – губа Ваенга, судоремонтной – город Мурманск. Наркомвоенмору предписывалось разработать план строительства, исходя из объема и стоимости работ с учетом сроков завершения строительства к 1.01.1939 г. Постановление определило задачи соответствующих наркоматов по обеспечению строительства и базирования флота.

6 августа 1935 года для решения вопросов строительства военно-морских баз и укреплений, снабжения кораблей и частей СВФ по поручению ЦК ВКП(б) Полярный посетили секретарь ЦК ВКП(б) секретарь Ленинградского обкома и горкома партии А.А. Жданов и член Политбюро ЦК ВКП(б) нарком пищевой промышленности А.И. Микоян.

Наконец, 6 ноября корабли отдельного дивизиона эскадренных миноносцев и отдельного дивизиона подводных лодок флотилии под артиллерийский салют из 21 залпа эсминца «Карл Либкнехт» перешли из Мурманска в новую базу – Полярный. Сюда же перемещены штаб, политотдел, другие учреждения и организации флотилии.

Фактически в Екатерининской гавани был заново построен город, отвечавший современным на то время требованиям размещения и обеспечения военно-морских формирований. Из-за ограниченности средств значительный объем работ был выполнен личным составом флотилии. К началу войны главная база флота, где базировался почти весь её корабельный состав, ещё находилась в стадии строительства, до четверти работ по ее оборудованию оставались невыполненными. Строительство баз в Ваенге (Североморск) и Иоканьге еще только начиналось. Авиация флота имела всего два аэродрома: сухопутный (Ваенга) и морской (губа Грязная). Тыловые учреждения и подразделения флота размещались в Мурманске, что создавало организационные неудобства.

В предшествующее время были потеряны не только корабельный состав, отсутствовали структуры обеспечения, судоремонтная база, ресурсы не только специалистов, но и достаточной для нормальной работы численности населения. В отличие от других театров, на Севере к тому времени отсутствовали сухие доки и хорошо оборудованные мастерские, что сдерживало рост сил Северного флота. Небольшие мастерские в Мурманске, Полярном и Архангельске не могли обеспечить достаточный уровень судоремонта. Завод №402 в Молотовске только начинал строиться (как и сам город), в Мурманске возводились судоремонтные заводы НКПС и НКРП, но к началу войны и их мощность достигала лишь 25% от проектной. Для ремонта кораблей и судов Северного флота в Полярный с Балтийского моря в 1935 году была переведена плавмастерская «Красный горн».

 

Освоение Северного морского театра

Первоочередной задачей моряков-североморцев являлось изучение нового морского театра, освоение навыков боевой подготовки в суровых условиях Заполярья.

Наиболее эффективным средством боевой подготовки командующий флотилией К.И.Душенов считал дальние походы. Под его руководством и при непосредственном участии подводные лодки дивизиона в  августе–сентябре 1936 года ходили на Новую Землю, к острову Медвежьему, Шпицбергенской банке и норвежскому побережью от мыса Нордкап до Лофотенских островов. За время походов подводная лодка «Д-1», прошла 3094 мили, «Д-2» в надводном положении  - 5803 мили, а в подводном – 501, «Д-3» – в общей сложности 3673,7 мили.

Рисунок19.jpg  

В феврале 1938 года для спасения полярников станции «Северный полюс» была создана экспедиция, которая должна была снять папанинцев со льдины. В состав экспедиции (руководитель начальник ГУСМП академик О.Ю.Шмидт) входили ледокол «Ермак», гидрографические суда «Таймыр» и «Мурман», а также полярная авиация. Для связи кораблей с базой, ледоколом «Ермак» и Москвой выделялись лодки «Д-3», «Щ-403», и экспедиционное судно «Мурманец», на которое был командирован старшина группы радистов с эсминца «Карл Либкнехт» Ф.А.Пышинский.

Все корабли испытали жестокий зимний шторм в Арктике, но особенно в тяжелых условиях оказалась «Д-3», которая должна была, в случае если корабли экспедиции не смогут пробиться к станции, прийти к ней подо льдом. Лодке не раз приходилось пересекать полосы мелкобитого льда, сталкиваться и с более крупными льдинами. 13.02 при проходе одной из таких перемычек шириной около 5 каб. по предложению командира В.Н.Котельникова и с разрешения находившегося на борту командира дивизиона капитана 1 ранга К.Н.Грибоедова она форсировала ее под водой. Так «Д-3», первая в истории подводного плавания, совершила переход под арктическим льдом.

С 21 сентября по 4 ноября 1938 года подводная лодка «Д-1» (старший лейтенант М. П. Августинович) совершила 44-суточное автономное плавание, в ходе которого совершила 24-часовой переход в подводном положении без регенерации воздуха. Всего за год «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 10 000 миль, из них 1200 под водой. Это было рекордное достижение подводного плавания для того времени.

С 15 апреля по 5 мая того же года подводные лодки СФ «Д-2», «Щ-402», «Щ-403» и «Щ-404» под общим командованием командира 2-го дивизиона капитана 3 ранга И.А.Колышкина обеспечивали радиосвязью беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США летчика В.К.Коккинаки.

11 мая 1937 года Северная военная флотилия была реорганизована в Северный флот.

Восстановление военно-морской базы дало новую жизнь флотской столице. 19 сентября 1939 года село Полярное было преобразовано в город областного подчинения.

Первым боевым испытанием для североморцев стало участие в Советско-Финляндской войне. Силами флота в тяжёлых погодных условиях осуществлялась высадка десанта в Петсамо (Печенгу), проводились минные операции, подводные лодки и надводные корабли флота осуществляли дозор в море, обеспечивалась перевозка войск, эвакуация раненых и обмороженных.

Рисунок18.jpg  

Репрессии конца тридцатых годов не обошли стороной Северный флот. Происходила частая смена командного состава. В 1938 году был необоснованно репрессирован командующий К.И.Душенов, флот потерял многих опытных командиров и специалистов. Это не могло не сказаться на уровне боеспособности. Заслуга восстановления боевых качеств Северного флота накануне Великой Отечественной войны по-праву принадлежит новому командующему флотом, впоследствии показавшему себя выдающимся военачальником – контр-адмиралу А.Г. Головко.

Рисунок26.png