Хабаровск в истории России

Вы здесь

Хабаровск появился на Амуре в числе первых русских поселений в мае 1858 года при заключении Айгуньского договора о размежевании границ с Китаем, на правом берегу Амура был основан военный пост Хабаровка. В 1893 году Хабаровка была переименована в город Хабаровск. Благодаря выгодному географическому положению на перекрестке дальневосточных речных путей, всего за три десятилетия небольшой военный пост Хабаровка превратился в город, население которого к концу 19 века составило 15,5 тыс. человек и обогнало по численности населения многие из старых губернских часть роста города приходится на советское время. Осуществлялись крупномасштабные программы хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока городов центра России. Еще больше в своем развитии Хабаровск обязан железной дороге - труженице Транссибирской магистрали. Именно в Хабаровске с пуском в 1916 году моста через р. Амур была поставлена последняя точка в ее строительстве. Хабаровск становится центром обширного края и резиденцией генерал-губернатора. Идет быстрое развитие города. Главенствующее место в экономике занимают винокуренная и пивоваренная промышленность, а также лесопиление. И всё ж основная, происходил процесс его индустриализации, в том числе путем формирования мощного военно-промышленного комплекса. На этой основе формировалась многоотраслевая структура промышленного города. Хабаровск является важнейшим транспортным узлом, соединяющим в себе потоки железнодорожных, речных и авиационных перевозок. По объему железнодорожных и авиаперевозок Хабаровск занимает первое место на Дальнем Востоке.

Территория города - 0,4 тыс. кв. км. Население (на 01.01.2002) - 600 тыс. человек. Плотность населения - 1500 человек на 1 кв. км. Расстояние от Хабаровска до Москвы: по железной дороге - 8533 км, по воздуху - 6075 км. В составе города в 2001 году было 5 районов, которые в 15 февраля 2002 года объединены в 4 территориальных округа муниципального управления: Железнодорожный, Южный, Северный и Центральный. К началу рыночных преобразований (1990 год) Хабаровск сформировался как многофункциональный экономический центр общегосударственного значения. В производственной сфере ключевыми являлись промышленность, транспорт и строительство. В непроизводственной сфере - просвещение, здравоохранение, наука. В городе зарегистрировано 18,6 тыс. предприятий и организаций или 59% от числа зарегистрированных в крае. Из них большая доля приходится на предприятия торговли и общественного питания (41,4 %), промышленности (10,2 %), строительства (13,4%). Наибольший удельный вес в валовом продукте города Хабаровска приходится на отрасль "Транспорт" - 35,8%. Основными отраслями промышленности являются: энергетика (36,5% объема промышленного производства), пищевая (20,8 %), машиностроение и металлообработка (12,6%). 

История Хабаровска связана с освоением Россией берегов Амура и Тихого океана. 31 мая 1858 года солдаты линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко основали военный пост, названный Хабаровкой - в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Уже через пять лет с момента основания в Хабаровке было 167 строений, среди них - дом военачальника, казарма, провиантские склады, жилые дома и торговые лавки.

В 1864 году землемер М. Любарский составил топографический план, предусматривающий перспективу превращения поста именно в город. Естественный ландшафт определял по этому плану "лицо" будущего города - высокий берег Амура, три длинных холма и текущие меж ними речки Бури и Ури явились ключевыми элементами в организации городской территории.
30 октября 1880 года Хабаровка получила статус города. Выгодное местоположение на стыке двух рек и уже имевшийся речной порт способствовали быстрому развитию здесь торговли.

 

Была образована большая фактория Амурской компании, влияние которой распространилось вверх по Уссури до озера Ханка и вниз по Амуру до Николаевска.

Спустя четыре года Хабаровка становится центром вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства в составе Амурской, Забайкальской и Приморской областей.

В Хабаровке находились генерал-губернатор с личной канцелярией, командующий и штаб Приамурского военного округа, переселенческое управление и другие губернские учреждения. С 1891 по 1897 год строится Уссурийская железная дорога, соединившая наш город с Владивостоком.

В 1893 году Хабаровка была переименована в Хабаровск. Конец XIX - начало XX века - это годы превращения провинциального города на окраине России в крупный административный, военный, промышленный и культурный центр Дальнего Востока.

Каким был наш город на рубеже веков? Красивый, ухоженный центр с главной улицей имени Муравьева-Амурского и памятником ему на высоком берегу Амура. Трехкилометровый железнодорожный мост через Амур, который называли "чудом XX века" и с введением которого в строй завершилось гигантское строительство Транссибирской магистрали. Паровая мельница, маслобойный и четыре пивоваренных завода, казенные артиллерийские мастерские, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы. В 1900 году появилась телефонная станция, в 1907 году - уличное электрическое освещение.

 

Особо надо сказать о храмах. Первая церковь была построена солдатами-линейцами в 1858 году и освящена будущим митрополитом Иннокентием. В дальнейшем облик города украсили четыре православных храма - Успенский собор на Соборной (ныне Комсомольская) площади, Алексеевский храм на Артиллерийской горе (улица Ленина), Иннокентьевский храм (в районе улицы Тургенева) и Железнодорожная церковь в районе вокзала (нынешний кафедральный Христорождественский храм). Примечательно, что в возведении хабаровских храмов участвовали купцы-меценаты братья Плюснины, Чардымов и другие.

1894 год был ключевым для культурной жизни Хабаровска. В городе был создан отдел Русского Географического общества, члены которого открыли музей и библиотеку. Начала выходить газета "Приамурские ведомости". А осенью хабаровчане впервые пришли в свой театр. Это стало возможным благодаря созданию товарищества драматических актеров и организации любительского драматического кружка. Уже в первом сезоне хабаровчане увидели шесть пьес. Появился и солдатский театр.

 

Краеведческий музей с первых дней существования стал предметом забот и гордости местной интеллигенции и властей. В накоплении его коллекций принимали участие видные ученые В. Радаков, В. Маргаритов, Н. Гродеков, П. Шимкевич и многие другие. А в 1901 году по инициативе генерал-губернатора Н. Гродекова, обратившегося в Академию художеств с просьбой выделить картины, был открыт художественный музей.

В начале века сложилась и система народного образования. В 1915 году в Хабаровске были 2 средних учебных заведения - реальное училище и техническое железнодорожное училище, 8 общеобразовательных школ, кадетский корпус, учительская семинария и учительский институт, коммерческое училище. Созданный местной интеллигенцией Народный дом имени А. С. Пушкина вел просветительскую работу среди горожан.

Город развивался хорошими темпами, все больше инициативных, предприимчивых людей приезжало сюда, чтобы заняться коммерцией, открытием небольших промышленных предприятий. Уже сформировался слой интеллигенции и так называемый "средний класс" зажиточных людей, которые участвовали в развитии города. Это движение в будущее было приостановлено и переведено в "другое русло" историческими событиями, вызванными революцией 1917-го года и Гражданской войной. Но Хабаровск уже существовал в истории России, и вычеркнуть его было невозможно.