Архангельск в военной истории России

Вы здесь

Заслуги города в военной истории России

 

Архангельск был основан в 1584 г. по указу Ивана Грозного изначально как военная крепость, форпост государства российского на Севере. Таковым он и оставался на протяжении всей его истории. Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи. Положение Архангельска как мощной крепости и крупного (а до основания Санкт Петербурга единственного), морского порта России определяло его геополитическое положение. Не случайно в военно-стратегических планах России и ее союзников обороне Архангельска всегда отводилось особое место, и его роль резко возрастала именно в военное время. Практически во всех крупных военных конфликтах со времени основания города противник стремился захватить или уничтожить Архангельск.

 

В декабре 1613 г., разбитые вторым ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского остатки польских войск гетмана Ходкевича двинулись на Север. Отряды польско-литовских войск с примкнувшими к ним тушинцами под руководством полковников Барышпольца и Сидорки осадили Холмогоры, нацелившись на Архангельск. Архангелогородцы не поддались панике. Они проявили исключительное самообладание, твердость духа и поморский характер. Вместе со стрельцами они «сели в осаду, а дворы на посаде свезли в город». Не сумев взять Холмогоры, «воры» разделились на две партии: одна часть с сотником Фетко (Федором) повернула назад, на Вагу, а другую, большую, Барышполец повел 11 декабря к устью Северной Двины. Путь второй группы шел мимо готовившегося к обороне Архангельска. «Литовские люди», встретив сопротивление уже на подступах к городу, обошли его, или, как метко выражается местная летопись, «пробежали мимо», потеряв в стычках на подступах к Архангельску с полсотни убитыми, и бежали к Белому морю.

 

Одной из важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед правительством Петра I в начале его правления, был выход к южным морям – Азовскому и Черному. Царь окончательно убедился в необходимости ее решения, после того, как дважды побывал в 1693 и 1694 гг. в Архангельске. Здесь он понял, что страна располагает для этого необходимым опытом, силами и средствами. Северяне непосредственно участвовали как в военных действиях по взятию крепости Азов, так и в строительстве необходимых для этого судов Азовского флота. Архангелогородцы приняли самое активное участие в строительстве Азовского флота. На первом этапе его создания они перевезли из Архангельска в с. Преображенское под Москвой доставленную из Голландии 32-х весельную галеру и, используя ее как образец, построили в Воронеже подобные суда, решившие исход сражения за крепость Азов летом 1696 г. И на втором этапе строительства Азовского флота северяне были активными участниками его сооружения. Среди наиболее отличившихся были плотники под руководством О. Щеки, построившие ряд судов, в т.ч. царскую галеру «Принципиум». Вооружение для этой галеры, а также постель для государя доставили по его просьбе из Архангельска с корабля «Св. Пророчество». Матросов для Азовского флота также готовили в Архангельске. В 1702 г. сюда для обучения морскому делу было направлено 60 человек, а в следующем году еще 72 .

 

Стремление России создать мощный флот и получить выход к Балтийскому морю привело к многолетней Северной войне (1700-1721 гг.) со Швецией и ее союзниками. Особая роль в этой войне отводилась Архангельску – в то время единственному стратегическому морскому порту и крупнейшей судоверфи России. Именно в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. С 1693 по 1862 гг. в самом Архангельске и на пригородных верфях было построено 506 судов разных типов, включая 160 линейных кораблей, 6 клиперов, 78 фрегатов, составивших основу российского флота.

Понимая значение Архангельска, шведский король Карл XII снарядил на Север России мощную эскадру, в состав которой вошли 7 кораблей: фрегаты «Варборг», «Эльфсборг», «Марстранд», флейт с бомбами «Сулен», галеоты «Фалькен» и «Тёва-литет» и шнява «Мьёхунден». На их борту – 127 орудий и 828 человек, большую часть из которых (700 человек) составлял десант. Командовал эскадрой командор К.Х. Лёве .
22 июня 1701 г., войдя в Белое море, у острова Сосновец шведы захватили в плен поморскую лодью покрученников Николо-Корельского монастыря кормщика И.Е. Седунова (Рябова), с тем, чтобы использовать его в качестве лоцмана для прохода к Архангельску. Приблизившись к устью Северной Двины, шведы встали на якоря. К Архангельску были отправлены три относительно мелкосидящих корабля: галеоты «Фалькен» «Тёва-литет», шнява «Мьёхунден» под командованием капитана К. Х. Бахтмейстера. Корабли без флагов подошли к острову Мудьюг, где им навстречу вышел на таможенном карбасе местный караул во главе с капитаном Николаем Тихоновичем Крыковым. Шведы захватили таможенников и высадили на берег десант, спаливший таможенные постройки. Оставленному на берегу солдату Михаилу Казарину удалось бежать. Он смог добраться до Новодвинской крепости, прикрывавшей подходы к Архангельску и предупредить гарнизон . 5 июля (24 июня) 1701 г. состоялось Новодвинское сражение, знаменитое подвигом «морского Сусанина» Ивана Рябова (И.Е. Седунова). В ходе этого сражения лодейный кормщик Иван Ермолаевич Седунов (по прозвищу «Ряб» или «Рябов») с переводчиком таможни Дмитрием Борисовичем Поповым завели шведские корабли и посадили их на мель под огонь пушек Новодвинской крепости. Пушкари крепости под командованием стольника Сильвестра Петровича Иевлева, стрелецкого полковника Григория Животовского и инженера Егора Резена атаковали галеот «Тёва-летит» и шняву «Мьёхунден». Остатки шведских команд и десанта бежали на галеоте «Фалькен». Это была первая морская победа над шведами. Остатки шведской эскадры, разорив несколько поморских деревень, ни с чем покинули Белое море и российские воды. В 1702 г. состоялся третий приезд в Архангельск Петра I. В Вавчуге в присутствии царя проведен спуск двух кораблей «Курьер» и «Святой Дух», построенных знаменитыми кораблестроителями Бажениными. По указу Петра северянами под руководством сержанта Михаила Щепотьева проведено небывалое строительство через речки, леса и болота стратегической «Государевой дороги» от деревни Нюхчи до Повенца длиною в 160 верст. По ней русские войска из Архангельска вышли к Невским берегам, неожиданно появившись в тылу шведов. Мужество и отвагу проявляли северяне на полях сражений Северной войны, в том числе у деревни Лесной и в знаменитой Полтавской баталии. Отличились северяне и в морских сражениях в составе Балтийского флота, четвертую часть которого составляли суда архангельской постройки. В течение восьми лет семь линейных кораблей и три фрегата были построены на Соломбальской верфи в Архангельске и Холмогорах из добротного леса опытными корабелами под руководством голландцев. Эти суда отличались превосходными мореходными качествами. Четыре линейных корабля («Рафаил», «Ягудиил», «Уриил» и «Варахаил») под командованием Н.А. Сенявина участвовали в знаменитом сражении у о. Эзель (Сааремаа) в мае 1719 г. Здесь была одержана первая победа русских кораблей в открытом море без абордажа, которую Петр I назвал «добрым почином Российского флота». В 1720 году шведы вновь начали готовить экспедицию для атаки Архангельска. Узнав об этом, Петр I повелел не вывозить с Севера набранных здесь рекрутов. Однако шведская экспедиция не состоялась в связи с окончанием Северной войны.

Начало XIX века для Европы было ознаменовано широкомасштабными наполеоновскими войнами, в которые оказалась втянута и Российская империя. После Тильзитского мирного договора Россия, став союзником Франции, вынужденно присоединилась к континентальной блокаде против недавней своей союзницы Англии. После разрыва дипломатических отношений и конфискации британских товаров в русских портах англичане в 1808-1810 гг. предприняли ряд атак на населенные пункты Архангельской губернии. Во время одного из них летом 1810 г. британский фрегат захватил ладью «Евплус» архангельского купца Матвея Андреевича Герасимова вместе с хозяином, командой и грузом. Воспользовавшись непогодой, М. Герасимов с товарищами Иваном Васильевым, Петром Петуновым, Федором Пахомовым и Михаилом Сусловым «сняли» часового и, заперев британскую команду в кубрике, завладели фрегатом. Несмотря на постоянный огонь, который вели англичане с нижних палуб, архангельским мореходам удалось довести корабль до норвежского берега и сдать англичан коменданту г. Варде. Британский капитан, преклоняясь перед мужеством и благородством русских мореплавателей, вручил М. Герасимову свое оружие и британский флаг. «В вознаграждение предприимчивости Герасимова и столь отличной его храбрости» правительство Александра I пожаловало архангельского героя военным орденом . Вскоре после этих событий Россия и Англия вновь стали союзниками, объединившись против Наполеона.
12 (24) июня 1812 г. началась Отечественная война, в водоворот которой был втянут и Архангельский Север. Тысячи архангелогородцев записались в народное ополчение уже в первые дни. Однако, учитывая важность Русского Севера, как в стратегическом, так и военно-экономическом отношении, император высочайшим манифестом от 18 июля отменил сбор земской рати в северных губерниях: местные ратники могли быть в любой момент востребованы для обороны северных рубежей. (Принимая во внимание опыт Отечественной войны и необходимость быстрой мобилизации для обороны Севера Александр I в 1820 г. разрешит жителям Архангельской губернии вместо предоставления рекрутов выплачивать денежный налог).
Патриотический порыв северян был направлен на сбор пожертвований для нужд армии и флота. В первые недели войны жители только одного Архангельска собрали на нужды армии 65375 рублей деньгами и на 9816 рублей продовольственных товаров и одежды. Всего население губернии собрало на эти цели свыше 110 тысяч рублей. После разорения французами Москвы жители Архангельска собрали дополнительно более 20 тыс. рублей для оказания помощи пострадавшим москвичам. Отправкой рекрутов, денежными и вещевыми приношениями город Архангельск внес весомый вклад в разгром наполеоновской армии.
В веках прославил Архангельск и построенный на его верфи в 1826 г. линейный корабль «Азов». Под командованием выдающегося флотоводца Михаила Петровича Лазарева он принял участие в Наваринском сражении в октябре 1827 г. За героизм и стойкость экипажа, проявленные в бою, «Азов» впервые в истории российского флота был награжден кормовым Георгиевским флагом. На «Азове» в Наваринском сражении в октябре 1827 г. получили не только боевое крещение, но и опыт славные российские флотоводцы лейтенант П.С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов, гардемарин В. И. Истомин.
Значение Архангельска как морского порта и базы судостроения вновь резко возросло с началом Восточной (Крымской) войны (1853–1856 гг.). В стремлении установить блокаду России с Севера, уничтожить Архангельск и строящиеся там корабли, англичане и французы дважды (в 1854 и 1855 гг.) направляли в Белое море свои эскадры. И оба раза неприятельские набеги были успешно отражены.
Получив в феврале 1854 г. от разведки сообщение о готовящемся нападении, архангельские губернаторы поспешили укрепить как оборону самого города, так и подступов к нему. Была приведена в боевую готовность Новодвинская крепость, усилен гарнизон Соловецких островов. Обороной Архангельска руководили архангельские военные губернаторы вице-адмиралы Р.П. Бойль и С.П. Хрущев, гражданский губернатор В.Ф. Фрибес, комендант Новодвинской крепости полковник Ковалев .
В июле 1854 г. неприятельская эскадра в составе английского и французского 60-пушечных пароходо-фрегатов «Бриск» и «Миранда» вошла в Белое море, взяв курс на Соловки. Захват монастыря позволял противнику установить контроль над северными морскими коммуникациями, после чего, используя острова как базу, нанести удар по Архангельску. 6 (18) июля, подойдя к Соловецким островам, вражеские корабли приступили к обстрелу монастыря. Береговые артиллеристы ответили метким огнем. Не добившись успеха, противник на следующий день предложил защитникам монастыря сдаться, направив с фрегата «Бриск» парламентеров с письмом-ультиматумом. Получив отказ, неприятель попытался высадить десант. Затем подверг монастырь жесточайшему обстрелу с двух кораблей. 9 часов 15 минут без перерыва длилась канонада. Не причинив монастырю сколько-нибудь ощутимого вреда, неприятель был вынужден ретироваться, отказавшись от планов прорыва к Архангельску .
Проверяя оборону Беломорья на прочность, 11 (23) июля 1854 г. англо-французская эскадра высадила десант в поморском селе Пушлахта, Однако здесь враг натолкнулся на упорное сопротивление местных жителей. Отряд из 23 вооруженных крестьян и двух отставных солдат, под командованием чиновника палаты госимуществ Волкова принял бой, пытаясь завести явно превосходящие силы противника в лес. Враг в ярости сжег село. Сгорели все 40 домов, церковь, хозяйственные постройки, а также находившиеся на берегу 40 рыболовецких судов. Материальный ущерб, нанесенный жителям села, составил 8 тысяч рублей серебром. Позднее в Пушлахте был поставлен памятник, посвященный мужеству местных крестьян .
Продолжая рейдерство по Беломорью эскадра 20 июля 1854 г. высадила десант в Кандалакше и селе Кереть, а 22 июля - в Ковде. 11 (23) августа 1854 г. англо-французская эскадра атаковала и сожгла г.Колу .
В 1855 году неприятель вновь вошел в Белое море, прошел вдоль его берегов и берегов Соловецких островов, но напасть на Архангельск не решился. Поэтому ограничился лишь разведкой боя на ближних к нему подступах.
27 – 28 июня (9 – 10 июля) 1855 г. состоялся бой у поморской деревни Лямца. Неприятельский корабль три часа обстреливал деревню, выпустив по ней свыше 500 ядер и бомб, дважды пытаясь высадить англо-французский десант. Местные жители – 34 крестьянина под руководством поступившего на вторичную службу рядового Изырбаева огнем из ружей и небольшой пушки, не допустили неприятеля на берег. В бою отличились, кроме отставного солдата Изырбаева, крестянин Совершаев, дьячек Изюмов, архангельский житель Александр Лысков и местный священник Петр Лысков. В селе Лямцы позднее, также как и в Пушлахте, был поставлен памятник, посвященный мужеству защитников села.

 

В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. архангелогородцы принимали активное участие во всех решающих сражениях как на суше, так и на море. Командир броненосца «Ретвизан» капитан 1 ранга архангелогородец Э. Щенснович награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Содержатель шкиперской части крейсера «Варяг» Андрей Филимонович Денисов награжден орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами. Минный квартирмейстер 2-й статьи миноносца «Стерегущий» Федор Дмитриевич Юрьев награжден двумя Георгиевскими крестами.
Многие северяне принимали участие и в последнем крупнейшем сражении на море в мае 1905 г. у о. Цусима. Они входили в экипажи броненосцев «Князь Суворов», «Наварин», «Адмирал Ушаков» и других. Чудом оставшийся в живых артиллерийский унтер-офицер С.П. Горбунов за проявленный в этом бою героизм был награжден Георгиевским крестом 4-й степени.
Мужественно сражались северяне и на суше. 12 сентября 1904 г. Архангельск проводил на фронт первую партию призывников из 1240 человек. В апреле и августе 1904 г. на Дальний Восток было направлено два санитарных отряда, сформированных из добровольцев. К исходу войны в действующей армии состояли 4362 уроженца Архангельской губернии, из которых 3045 человек были призваны на службу в 1904 – 1905 гг. Многие из них в составе Брянского, Тамбовского, Орловского, Пензенского и других пехотных полков, а также 4-го мортирного артиллерийского полка принимали участие во всех крупнейших сражениях: на реке Ялу и Шахэ, при Вафангоу, Ляоляне, Ташичао, Мукденах, проявив при этом самопожертвование и героизм. Подпоручик Захаров, переведенный из Архангельска на Дальний Восток 3 июня 1904 г., за героизм в боях при Порт Артуре был награжден орденом Св. Анны 3-й степени . На полях этой войны погибли 27 архангелогородцев, 231 получил ранения разной степени тяжести.
С началом боевых действий служащие некоторых архангельских ведомств, учащиеся различных учебных заведений, крестьяне многих уездов губернии на общих собраниях приняли решение об отчислении на военные нужды единовременно или на все время войны сумм в размере 1 – 5 процентов от своего содержания. Многие творческие коллективы города давали благотворительные концерты, а вырученные от них деньги перечисляли на военные нужды.
Местное управление Красного Креста и прихожане православных приходов организовали сбор средств на усиление флота, на помощь раненым и больным, а также на пользу семейств убитых на фронте солдат и матросов. Всего в действующую армию за годы войны из Архангельска было отправлено 75 ящиков с различными вещами .
В годы Первой мировой войны военно-стратегическое значение Архангельского порта вновь резко возросло. В связи с закрытием из-за военных действий портов Балтики и Черного морей Архангельск стал единственным европейским российским портом, через который осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. Не случайно город был включен в восточную оконечность созданного с началом войны Арктического фронта, по линии которого проходила трасса поставок стратегических грузов.
С началом войны в городе была организована запись добровольцев на фронт. Из них были сформированы ополченческие дружины: 14-ая пешая, состоявшая из 4 рот, 668-ая Костромская (2 роты), 348-я Вологодская. Практически все молодые люди города приступили к изучению военного дела, записавшись на курсы в специальных военно-спортивных клубах. Были случаи побегов несовершеннолетних на фронт .
Подготовка ополченцев была ускорена с распространением слухов о движении к городу германской эскадры. Собравшийся в связи с этим Военный совет под руководством губернатора С.М. Бибикова и уездного воинского начальника Дитерихса принял решение город без боя не сдавать. Для чего был разработан план, в соответствии с которым предполагалось перекрыть фарватер, затопив интернированные немецкие суда и реквизированные по мобилизации у местных пароходовладельцев баржи. При входе в устье Северной Двины, близ села Лапоминка, были установлены орудия, снятые с парохода «Бакан» .
С целью обеспечения проводки конвоев, направленных в Архангельск из стран-союзниц, в 1916 г. была создана Флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО) в составе 89 боевых кораблей, включая линкор «Чесма», крейсеры «Аскольд» и легендарный «Варяг», 6 эсминцев, минный заградитель, 44 тральщика. В состав флотилии влился и созданный в Архангельске в 1915 г. Отряд подводных лодок особого назначения из 5х подводных кораблей, включая прибывшую в Архангельск из Ливорно (Италия) героическую лодку «Святой Георгий» (Ф-1) .
Понимая значение Архангельска, противник организовал в его порту ряд диверсий, при устранении последствий которых архангелогородцы проявили высочайшее мужество и стойкость.
Первая диверсия привела к катастрофе 26 октября 1916 г. на Бакарице – одном из центральных участков порта. При разгрузке боеприпасов у 20-го причала взорвался пароход «Барон Дризен». Вскоре на пароходе прозвучал еще один, более мощный взрыв. Вслед за ними прогремели три взрыва на берегу. Взрывами был уничтожен не только «Барон Дризен», но и стоявшие неподалеку английский пароход «Эрл-оф-Форфар» и пожарный буксир «Рекорд». Второй взрыв был так силен, что осколки «Дризена» долетали до станции Исакогорка, а в Холмогорах, то есть за 80 км от Архангельска, во многих домах вылетели стекла. Взрывами и пожарами портовый район Бакарица был полностью уничтожен. Сгорели пожарное депо, электростанция, казармы, склады, причалы, соседние деревни. Погибли и получили ранения тысячи людей. Архангельск превратился в огромный госпиталь для раненых и обожженных.
13 января 1917 г. в порту произошла вторая катастрофа: у причала аванпорта Экономия взорвался ледокол «Семен Челюскин» с грузом взрывчатки. Через 3 часа произошел взрыв на стоявшем рядом английском пароходе «Бойропеа». Осколками были повреждены еще 5 пароходов. Взрывы продолжались до 18 января. Пожар на Экономии удалось потушить лишь к 20 января. Здесь также были огромные людские потери . При ликвидации последствий взрывов жители города проявили мужество и героизм. Матросы и офицеры, рискуя жизнью, тушили пожары, вынося из огня ценные грузы, ящики со снарядами. Для спасения раненых члены Женского благотворительного общества, местные гимназисты, жители близлежащих домов создали специальные бригады по оказанию раненым первой помощи и их доставке в лазареты. За спасение пострадавших при взрывах, за мужество и героизм, проявленные на пожарах десятки добровольцев были отмечены наградами.
Особое мужество и героизм проявили архангелогородцы на фронтах Великой войны, равно как и при проводке караванов с союзническими грузами. По свидетельствам современников, только самые отчаянные моряки соглашались на походы в Архангельск. Если первые месяцы войны сюда приходили суда под разными флагами, впоследствии транспортировкой грузов занимались только русские пароходы преимущественно с русскими командами. Несмотря на атаки транспортов противником, минную опасность доставка грузов в Архангельск не прерывалась до конца войны.
Значительную помощь фронту оказали жители Архангельска сбором материальных средств. Только за первые три дня войны архангелогородцы собрали на эти цели 4500 рублей. В городе на благотворительные средства было развернуто 19 госпиталей. Общественные организации, предприниматели, частные лица передавали свои помещения под госпитали. Городские врачи и сестры милосердия работали в них безвозмездно.
Регулярно на протяжении всей войны жители Архангельска устраивались сборы в пользу фронтовиков. 2 августа 1918 г. Архангельск был занят интервентами и один год и семь месяцев находился в их руках. В феврале 1920 г. город был освобожден Красной армией.