Архангельск в годы ВОВ 1941-1945 г

Вы здесь

Заслуги города в годы великой Отечественной войны

 

С началом Второй мировой войны роль Архангельска вновь значительно возросла. В коалиционной стратегии «периферийной войны» город стал восточным пунктом созданного союзниками «Арктического фронта», с которого в 1941-1942 гг. предполагалось развернуть наступление против Германии, и вдоль которого проходил основной маршрут поставок стратегических грузов в СССР.
С первых дней Великой Отечественной войны город оказался в положении прифронтового. Практически ежедневно над ним кружили немецкие самолеты. Только за июнь 1941- июнь 1943 гг. над территорией Архангельского дивизионного района ПВО было зафиксировано 465 полетов вражеской авиации . А в августе-сентябре 1042 г. с приходом в город очередного каравана PQ-18 Архангельск был подвергнут массированным бомбардировкам. В течение этих месяцев на город были сброшены 21000 зажигательных и 96 фугасных бомб. В ходе бомбардировок сгорели 130 домов, разрушены 70. Было убито 86 человек, 112 – тяжело ранены.
Сознавая особое значение Архангельска для страны, Государственный комитет обороны направил в Архангельск своего уполномоченного И.Д.Папанина, а 14 сентября 1942 г. здесь был образован городской комитет обороны под председательством первого секретаря обкома ВКП(б) Г.П.Огородникова. Подобные чрезвычайные органы власти, как правило, создавались в прифронтовых областях, для организации отражения возможного вражеского вторжения .
В Архангельске для обеспечения безопасность плавания в Белом, Баренцевом и Карском морях 2 августа 1941 г. была создана Беломорская военная флотилия (БВФ), 90% кораблей которой составили бывшие гражданские суда с архангельскими командами. На передовой «Арктического фронта» фактически оказались тысячи жителей Архангельска - моряков торгового и рыболовного флота. За годы войны в зоне ответственности БВФ было потоплено 17 боевых союзных кораблей, 29 гражданских судов, погибло 1534 человека, в том числе 737 военнослужащих и 793 мирных советских граждан.
25 августа 1942 г. совершили подвиг моряки ледокола «Александр Сибиряков», входившего в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. Вступив в Карском море в неравную схватку с тяжелым германским крейсером «Адмирал Шеер», моряки ценою своей жизни спасли от разгрома караван судов, предотвратив уничтожение нескольких полярных станций.
Высочайшую стойкость и героизм проявили моряки приписанных к Архангельску судов Северного морского пароходства. За годы войны пароходство при доставке стратегических грузов потеряло 14 пароходов и более 300 моряков. Ценою жизни архангельские моряки и краснофлотцы совместно с союзниками обеспечили доставку в Архангельск 4,2 млн тонн грузов, половину из которых составили грузы, направленные союзниками по ленд-лизу. Среди них 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, 717 пушек, 49 торпедных катеров. Уместно напомнить, что для нанесения контрудара под Сталинградом на советских фронтах к ноябрю 1942 г. было сосредоточено около 900 танков и немногим более тысячи самолетов.
Вместе с моряками и портовиками в перевозках важнейших грузов участвовали речники и железнодорожники города. От работы архангельских железнодорожников во многом зависела скорость прохождения на фронт танков и самолетов. Почти все 4 миллиона обработанных на архангельских станциях грузов прошли без задержек.
Огромную по объему работу проделали речники Севера. В условиях войны они должны были максимально разгрузить более мобильный железнодорожный транспорт. И это им вполне удалось. За четыре военные навигации судами Северного речного пароходства было перевезено 21,6 миллиона тонн грузов и 25,4 миллиона пассажиров.
Бесперебойную работу флота Северного бассейна, ремонт боевых кораблей и торговых судов призваны были обеспечить восемь судоремонтно-судостроительных заводов и верфей Архангельска, крупнейшим среди которых была "Красная Кузница". Совместно с предприятиями тыла Беломорской военной флотилии за годы войны ими были возвращены в строй 1012 кораблей, построено более 500 малых судов "москитного флота". Наряду с основной деятельностью, судоремонтники Архангельска выполняли специальные правительственные заказы: по производству бронированных аэросаней, корпусов мин, бомб, гранат, а с 1943 года - узлов сельскохозяйственных машин.
Резко возросшее с началом войны значение архангельского транспортного узла несколько потеснило место главного в экономике Архангельска лесоперерабатывающего комплекса, выпускавшего, казалось бы, сугубо гражданскую продукцию. Но и этой продукции нашлось применение в новых условиях. Лесом страна расплачивалась с союзниками по кредитам, предоставленным наряду с безвозмездной помощью. Лес широко применялся при строительстве оборонительных рубежей, а с середины войны в восстановительных работах. Все 22 архангельских лесозавода были привлечены к вы-полнению военных заказов: производству ящиков для снарядов, саней, лыж, корпусов мин, ружейных заготовок, деталей для самолетов. За годы войны лесопильщики Архангельска дали стране и фронту свыше трех миллионов 218 тысяч кубометров пиломатериалов, 17 миллионов комплектов спецтары, 28 тысяч кубометров авиадеталей, на 24 миллиона рублей аэродромного и инженерного имущества. Около 200 пароходов, груженных 858 тысячами кубометров пиломатериалов, балансов, пропсов и круглого леса, отбыли из архангельского порта в страны - союзницы.
Свыше 124 тысяч тонн целлюлозы, 25 тысяч тонн бумаги, - таков итог работы архангельских бумажников в годы войны. Наряду с основной продукцией, на комбинатах города были произведены тысячи тонн извести, сотни тонн скипидара, веревки, мыла и прочей продукции лесохимического производства. К лесохимической продукции бумажников необходимо добавить 300 цистерн спирта и 750 - литейных концентратов, отправленных для нужд фронта и оборонной промышленности архангельскими гидролизными заводами.
На 118 миллионов рублей выпустили продукции предприятия местной промышленности и промкооперации. В числе этой продукции походные кухни и печи, сани и повозки-тавричанки, военное снаряжение и обмундирование. А изделий, пошитых фабриками легкой промышленности города,- гимнастерок, кителей, подшлемников, пилоток, - вполне хватило, чтобы экипировать с десяток полнокровных дивизий.
С началом военных действий Архангельск стал ближайшим тылом Карельского фронта, прифронтовым городом. Здесь были развернут 31 эвакогоспиталь, под которые отданы лучшие здания города. Здесь находился фронтовой эвакопункт (ФЭП-96). За годы войны 73 % раненых и 90 % больных были возвращены в строй.
В ряды народного ополчения вступило около 30 тысяч человек. Десятки тысяч горожан мобилизованы на оборонные работы. В городе сформированы партизанские отряды «Полярник», «Большевик» и «Сталинец», отправленные на Карельский фронт.
Война потребовала не только огромных людских ресурсов, но и больших денежных средств для организации военного производства и сохранения финансовой системы. Государственные займы и денежно-вещевая лотерея призваны были стать важнейшим источником финансирования военных программ. Несмотря на тяжелейшее бремя, которым они легли на население го¬рода, в государственный бюджет из Архангельска было перечислено 276 миллионов рублей - сумма, на которую в те годы можно было построить три тысячи истребителей или 1300 танков.
Более того, архангелогородцы стали активными участниками создания Народного фонда обороны. Свыше 47 миллионов рублей деньгами, 9,6 миллиона рублей облигациями, более 1 килограмма золота, 41,5 килограмма серебра, 130 тысяч предметов теплой одежды и обуви, 100 тысяч пудов картофеля, тысячи центнеров мяса, рыбы, овощей передали жители Архангельска в этот фонд - много больше, чем, скажем, весь Татарстан.
Составной частью помощи фронту общественных организаций являлись отправка подарков бойцам Красной армии, оказание помощи семьям военнослужащих, раненым, инвалидам и сиротам
Имена 23052 погибших на фронте архангелогородцев вписаны в областную Книгу Памяти. Каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта…. Не менее шокирует другая цифра: по данным ЗАГС`а за 1941-1944 годы в городе умерло 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный и цинготный 1942-й. По сути, по смертности среди мирного населения Архангельск оказался на втором месте после блокадного Ленинграда. И это при том, что через архангельский порт проходили тысячи тонн продовольствия(!) Жизнью каждого пятого горожанина, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, целлюлозу, рыбу,- все то, что он мог дать стране.